ГОСТ Р ИСО/ТО 10013—2007
4.4.8 Описание системы менеджмента качества
Руководствопо качествудолжно содержатьописание системы менеджмента качества иее приме
ненияв организации, а такжеописание процессов иихвзаимодействия. Вруководствопокачествудолж
ны быть также включены документированные процедуры или ссылки на них.
Организация должна документировать систему менеджмента качества либо в соответствии со
своими процессами, либо в соответствии со структурой выбранного стандарта, либо в любой иной
последовательности, соответствующей потребностям организации.
Целесообразно использовать перекрестные ссылки между выбранным стандартом и руковод
ством покачеству.
В руководстве по качеству должны быть указаны применяемые организацией методы для выпол
нения политики ицелей в области качества.
4.4.9 Приложения
Руководство по качеству может включать в себя приложения, содержащие справочную информа
цию.
4.5 Документированные процедуры
4.5.1 Структура и формат
Структура и формат документированных процедур (на бумажном или электронном носителях)
должны быть представлены организацией в виде текстов, схем, карт процессов, таблиц, их комбинации
или вдругой приемлемой форме в зависимости от потребностей организации. Документированная про
цедура должна содержать необходимую информацию (см. 4.5.2) и иметь уникальную идентификацию
для обеспечения прослеживаемости.
В документированныхпроцедурахмогут бытьсделаны ссылкинарабочие инструкции, определяю
щие порядок выполнения работ. Документированные процедуры обычно описывают деятельность,
включающую всебянесколькофункций, втовремя как рабочиеинструкцииобычноотносятся кзаданиям
в рамках одной функции.
4.5.2 Содержание
4.5.2.1 Наименование
Наименование должночетко идентифицироватьдокументированную процедуру.
4.5.2.2 Цель
Цель разработки и использования документированной процедуры должна быть четко идентифи
цирована.
4.5.2.3 Область применения
Организация должна описать область применения документированной процедуры, включая
обоснование и подробноеописание любых сделанных исключений.
4.5.2.4 Ответственность и полномочия
Организация должна идентифицировать ответственность и полномочия иУили функциональные
обязанности персонала, а также взаимосвязь персонала с процессами идействиями, входящими в про
цедуру. Ответственностьи полномочия могут быть представлены в виде карты процесса или текста.
4.5.2.5 Описание видовдеятельности
Уровень детализации документов зависит от сложности вида деятельности, используемых мето
дов, уровняквалификациии подготовкиперсонала, необходимыхдля выполнения работ. Независимоот
уровня при описании видов деятельности должны быть рассмотрены следующие аспекты:
a) определение потребностей организации, ее потребителей и поставщиков;
b
) представление процессов в виде текста и/или картпроцесса повидамдеятельности;
c) определение необходимых работ и распределение ответственности, назначение ответствен
ных лиц. рамкиихфункциональныхобязанностей, цели, место, времяи способ выполненияэтихработ;
d) описание управления процессами и идентифицированными видамидеятельности;
e) определение потребностей в ресурсах, необходимыхдля выполненияустановленнойдеятель
ности (потребность в персонале, обучении, оборудовании иматериалах);
f) определение документов, регламентирующихданный виддеятельности;
д) определение входа и выхода процессов;
h) определение необходимых измерений.
Организация может принять решение о целесообразности включения части приведенной выше
информации врабочиеинструкции.
4.5.2.6 Требования к записям
Ведениезаписейповидудеятельности, установленномувдокументированной процедуре, должно
бытьописано в разделе «Записи» или вдругом разделе рабочей инструкции. Организациядолжна уста
новитьформы ведения записей, указать способы их заполнения, регистрации и хранения.
4