ГОСТ Р ИСО/ТО 10013—2007
4 Документация системы менеджмента качества
4.1 Общие положения
Классификация документации системы менеджмента качества может быть построена на основе
структуры процессов организации, структуры внедряемого стандарта качества или их комбинации.
Организация может использовать другие виды классификаций в соответствии со своими потребнос
тями.
Структура взаимодействия документов системы менеджмента качества может быть иерархичес
кой. Подобная структура способствует внедронию. поддержанию в рабочем состоянии и лучшему пони
манию персоналом требований к документации системы менеджмента качества. В приложении А
представлена типовая структура взаимодействия документов системы менеджмента качества. Разра
ботка уровней иерархической структуры документов зависитот особенностей организации.
Степень документирования системы менеджмента качества организации может различаться в
зависимости от следующих факторов;
a) размера ивидов деятельности организации;
b
) сложности процессов иформ их взаимодействия;
c) компетентности персонала.
Определения системы менеджмента качества должны соответствовать терминам и определени
ям по ИСО 9000 со ссылкой наэтотстандарт или общепринятые термины иопределения.
Система менеджмента качества обычновключает всебя следующиедокументы;
a) политикуи цели вобласти качества;
b
) руководство по качеству;
c) документированные процедуры;
d) рабочие инструкции;
e) формы;
f) планы качества;
д) технические условия;
h) внешниедокументы;
i) записи.
Документы системы менеджмента качества могут быть представлены в любой форме и на любом
носителе.
П р и м е ч а н и е — Преимуществамидокументирования на электронных носителях являются следующие;
a) обеспечение постоянного доступа уполномоченного персонала к актуализированной информации;
b
) легкость предоставления доступа кдокументам, внесения в них изменений и управления ими;
c) возможностьраспространениядокументовиуправления имипутем распечаткикопий(при необходимости);
d) обеспечение доступа к документам отдаленных подразделений;
е) обеспечение простоты и результативности аннулирования устаревших документов.
l
4.2 Цели и полезность документирования
Документирование системы менеджмента качества позволяет осуществлять (при необходимости
список можетбытьдополнен):
a) описание системы менеджмента качества организации;
b
) обеспечение необходимой информацией взаимодействующих подразделений с целью лучше
го понимания взаимосвязей между ними;
c) доведение до сведения персонала обязательств со стороны руководства в области качества:
d) содействие в обеспечении осведомленности персонала об актуальности и важности его дея
тельности;
e) обеспечение взаимопонимания между персоналом и руководством организации;
f) обеспечение базыдля выполнения поставленных целей;
д) установление порядка выполнения работдлядостижения установленных требований:
h) обеспечение объективныхсвидетельств выполнения установленныхтребований;
i) обеспечениечеткой и результативной структуры выполняемыхдействий;
j) обеспечениебазы для подготовки вновь нанимаемого персонала и необходимой переподготов
ки всего персонала организации через запланированные интервалы времени:
k) обеспечение мер по установлению порядка и сбалансированной деятельности организации;
) обеспечение последовательности выполнения операций на основедокументов по процессам;
т )
обеспечение основы для
п о с то я н н о го
улучшениядеятельности организации;
2