ГОСТ 33390— 2015
Распределение ветровой нагрузки по длине пролета допускается принимать равномерным.
6.1.4Нормативную горизонтальную поперечную ветровую нагрузку Р0. кН, действующую на эле
менты мостовых сооружений, следует принимать равной произведению соответствующей нормативной
интенсивности ветровой нагрузки. Wm, на рабочую ветровую поверхность элементов мостовых соору
жений FB. м
2
и вычисляют по формуле
Pn = W m.F o.(6.5)
Рабочую ветровую поверхность Feдля элементов мостовых сооружений следует принимать рав
ной:
- для главных ферм сквозных пролетных строений и сквозных опор — площади проекции всех
элементов наветренной фермы на плоскость, перпендикулярную направлению ветра, при этом для
стальных ферм с треугольной или раскосной решеткой ее допускается принимать в размере
20
%
площади, ограниченной контурами фермы;
- для проезжей части сквозных пролетных строений — боковой поверхности ее балочной клетки,
не закрытой поясом главной фермы;
- для пролетных строений со сплошными балками — боковой поверхности наветренной главной
балки;
- для сплошных опор — площади проекции тела опоры от уровня грунта или водной поверхности
на плоскость, перпендикулярную направлению ветра.
Нормативную горизонтальную продольную ветровую нагрузку для сквозных пролетных строений
следует принимать в размере 60 %. для пролетных строений со сплошными балками —
20
% соответ
ствующей полной нормативной поперечной ветровой нагрузки.
Продольная ветровая нагрузка на транспортные средства, находящиеся на мостовом сооруже
нии. не учитывается.
Горизонтальное усилие от продольной ветровой нагрузки, действующей на пролетное строение,
следует принимать передающимся на опоры в уровне центра опорных частей — для мостовых соору
жений с балочными пролетными строениями и в уровне оси ригеля рамы — для мостовых сооружений
рамной конструкции. Распределение усилий между опорами следует принимать таким же. как и рас
пределение горизонтального усилия от торможения, в соответствии с 5.6.
При расчете гибких мостовых конструкций консольного вида (например, стальных пролетных
строений во время сборки внавес или при продольной надвижке, пилонов висячих и вантовых мосто
вых сооружений в процессе строительства и монтажа, башен подъемных пролетных строений разво
дных мостов, а также висячих и вантовых мостов на стадии эксплуатации и др.) следует учитывать
влияние динамической составляющей ветровой нагрузки, вызываемой пульсациями скоростного на
пора. а также выполнять проверку на резонанс колебаний в направлении, перпендикулярном ветрово му
потоку, руководствуясь требованиями национальных строительных норм и правил.
6.1.5 Аэродинамическая устойчивость
Пролетные строения и пилоны висячих и вантовых мостов, а также все балочные мосты про
летом более 100 м при соотношении длины пролета к высоте пролетного строения меньше 1/36 не
обходимо проверять на аэродинамическую устойчивость типа вихревой резонанс, дивергенция, гало
пирование и флаттер.
6
.1.5.1 Критическая скорость дивергенции должна превышать расчетную скорость ветра в уров
не балки жесткости пролетного строения не менее чем вдвое.
6
.1.5.2 В случае, если минимальная частота крутильного тона колебаний не превышает более
чем вдвое минимальную частоту изгибных колебаний пролетного строения, необходимо исследовать
возможность возникновения флаттера. При этом критическая скорость возникновения флаттера долж
на быть не менее чем в 1.5 раза больше расчетной скорости ветра в уровне балки жесткости пролет
ного строения.
6
.1.5.3 Галопирование пролетных строений мостов, ферм пилонов и опор должно быть исклю
чено. Критическая скорость галопирования должна не менее чем в 1.25 раза превышать расчетную
скорость ветра в уровне балки жесткости пролетного строения.
Оценку возможности возникновения галопирования пролетных строений мостов необходимо
проводить по критерию Ден-Гартога
13