2
1 Область применения 4 2 Нормативные ссылки 5 3 Определения 5 4 Система менеджмента качества 5 4.1 Менеджмент систем и процессов 5 4.2 Документация 7 4.3 Использование принципов менеджмента качества 8 5 Ответственность руководства 9 5.1 Общие рекомендации 9 5.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон 11 5.3 Политика в области качества 13 5.4 Планирование 13 5.6 Анализ со стороны руководства 16 6 Менеджмент ресурсов 18 6.1 Общие рекомендации 18 6.2 Работники 19 6.3 Инфраструктура 21 6.4 Производственная среда 21 6.5 Информация 22 6.6 Поставщики и партнеры 22 6.7 Природные ресурсы 22 6.8 Финансовые ресурсы 23 7 Процессы жизненного цикла продукции 23 7.1 Общие рекомендации 23 7.2 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами 27 7.3 Проектирование и разработка 28 7.4 Закупки 32 7.5 Операции по производству и обслуживанию 34 7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений 37 8 Измерение, анализ и улучшение 38 8.1 Общие рекомендации 38 8.2 Измерение и мониторинг 39 8.3 Управление несоответствиями 45 8.4 Анализ данных 46 8.5 Улучшение 47 Приложение А Рекомендации по самооценке 50 Приложение Б Процесс постоянного улучшения 57 Приложение В Библиография 58 |
Введение∗)
∗) Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9004-2000.
Общие положения
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.
Цели организации:
- определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно;
- достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом.
Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:
- лояльность потребителей;
- повторные деловые контакты и обращения;
- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;
- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;
- затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;
- выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом;
- получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;
- понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении;
- уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;
- способность создавать ценность как для организации, так и для ее