ГОСТ РИСО 14915-1—2016
зависимости от особенностей производственного задания или группы пользователей) проектировщик
может быть вынужден для достижения оптимальной конструкции интерфейса следовать одному
принципу вущербдругому.
4.3 Подтверждение соответствия стандартам серии ИСО 14915
Для проверкисоответствияинтерфейсаилиприложениянастоящемустандартудолжна бытьуста
новленапроцедураустановления требованийкразработкеи/или проверкемультимедийного интерфей
са пользователя. При этом уровеньтребований является предметом соглашения междуучаствующими
сторонами. Серия стандартов ИС014915 включает несколькостандартов, и поэтому заявления о соот
ветствиидолжны бытьсделаны по отношению ктребованиям каждого стандарта серии ИС014915, а не
всей серии стандартов в целом.
5 Принципы ицели проектирования
5.1 Цели проектирования
Эргономическое проектирование увеличивает возможности пользователей в отношении резуль
тативности. эффективности и удовлетворенности при работе с мультимедийными приложениями
(ИСО 9241-11 содержит дополнительную информацию относительно пригодности использования).
Мультимедиа-информация недолжна быть нечеткой, вызывающей утомление или бесполезной.
Для достижения этих целей при проектировании мультимедиа-приложений следует внимательно
изучитьтребования производственных заданий (например, относительно выполняемой работы, обуче
ния и поддержки функционирования) ихарактеристик среды, в которой будет использована система.
При проектировании мультимедийного интерфейса пользователя необходимо учитывать:
- сенсорные ощущения пользователя;
- чувства ижелания пользователя;
- знания пользователя;
- необходимостьобмена информацией междуоператорами.
Дополнительные принципы обработки информации при управлении и использовании средств
мультимедиа находятся в стадии исследования и рассмотрения.
5.2 Принципы проектирования мультимедиа-продукции
5.2.1 Общие положения
Мультимедиа-приложениядолжны быть разработаны в соответствии с общими эргономическими
принципами проектирования диалога, установленными в ИСО 9241-110. В 5.2.2 приведены примеры
принципов, установленных в ИСО 9241-110. Кроме того, в 5.2.3 введены дополнительные принципы,
которые относятся к мультимедиа-приложениям.
Проектирование мультимедиа-приложений часто связано с вопросами, связанными с целями и
особенностями проекта. Мультимедийные приложения могут быть разработаны для обмена информа
цией целей, напримердля передачи пользователю информации, необходимой для выполнения произ
водственного задания или для обучения и тренинга. Кроме того, необходимо учитывать широкий
диапазон требований пользователя, например предпочтений человеком определенных форм
медиа-представления информации или определенного восприятия стилей.
Для мультимедиахарактерны потенциальновысокаянагрузкавосприятия, структурная исеманти
ческая сложностьи большой объем информации, передаваемой черезсистему. Манипуляцияданными
или информацией, представленной в мультимедиа-приложениях, также может быть частью работы
пользователя.
5.2.2 Принципы организации диалога
При проектированиии оценке мультимедийныхинтерфейсовследуетприменятьобщие эргономи
ческие принципы, установленные в ИСО 9241-110. Эти семь принципов важны для проектирования и
проверки интерактивных приложений. Принципы включают:
a) пригодность интерфейса для выполнения производственного задания;
Пример — Для обучения игре на музыкальных инструментах приложение воспроизводит движе
ния рук с помощ ью видеоизображения или анимации, проигрывает музыку и показывает соот вет ст ву
ющие проигрываемой музыке ноты.
b
) информативность;
з