ГОСТ Р ИСО 14915-1—2016
6.4 Разработка медиа-форм представления информации
Разработка медиа-форм представления информации включает разработку отдельных
медиа-форм, а также выбор и объединение нескольких различных медиа-форм. Разработка
медиа-форм представления информации должна быть выполнена в соответствии с рекомендациями,
приведенными в ИСО 14915-3.
П р и м е ч а н и е — Разработка специфических медиа-форм представления информации (не рассматри
ваемых в стандартах серии ИСО 14915) может потребовать знаний, связанных с такими областями, как, например,
кинопродукция, анимация, графический дизайн или музыка. Общие рекомендации для представления данных, свя
занные с пользовательским интерфейсом, приведены в ИСО 9241-12 [1].
7 Процессы проектирования иразработки
7.1 Общие положения
Проектирование мультимедийных интерфейсов, а также проектирование интерактивных систем
вообще необходимо осуществлять в соответствии с подходом, ориентированным на пользователя.
Рекомендации по проектированию, ориентированному на пользователя, приведены в ИСО 9241-210.
Человеко-ориентированное проектирование направлено на четкое понимание требований пользовате
ля производственного задания. Проектирование представляет собой итеративный процессс активным
вовлечением пользователей, включая анализ на соответствующих этапах проекта, например на этапе
разработки опытного образца. При этом к работе необходимо привлекатьэкспертов, имеющих знания в
областях идисциплинах, относящихся к направлению проектирования.
Дополнительно в ИСО 14915 установлены специальные критерии какдополнительные руководя
щие указания по проектированию мультимедийных интерфейсов. Установленные в разделе 6 положе
ния обеспечивают структуру и возможные (не обязательно последовательные) действия
проектирования, которые могут дать представление обэтапе разработки.
Процесс разработки мультимедийных приложенийдолжен включать этапы, описанные в 7.2—7.6.
Согласнообщим принципам человеко-ориентированного проектирования эти стадии могутбыть выпол
нены в произвольном порядке итеративным способом. Процесс следует начинать с проведения анали
за. Некоторые работы могутбытьопущены или добавлены к процессупри необходимости.
7.2 Анализ
В процессе анализа необходимо определить характеристики предполагаемых групп пользовате
лей, их производственныхзаданий и целей, которыедолжны бытьдостигнуты наоснове обмена инфор
мацией с мультимедиа-приложением. Необходимо проанализировать факторы окружающей среды и
область применения, влияющие на восприятие и взаимодействие с различными, особеннодинамичны
ми, медиа-формами представления информации. Например, в среде с повышенным уровнем шума
выходная информация в виде звукового сигнала должна быть дублирована текстовой информацией.
Ясное понимание целейобмена информацией производственных заданий итребований к информации
важно для принятия последующих проектных решений. Для достижения различных целей (например,
обучения, развлечения или рекламы продукции или услуг) могут быть использованы различные
медиа-формы представления информации.
7.3 Разработка концепции
Разработка концепции проекта включает в себя выбор конкретной стратегииили несколькихстра
тегий передачи информации, например посредством моделированиядемонстрации или исследования
иопределения структуры мультимедиа-приложения высокого уровня.
7.4 Проектирование и разработка информационного наполнения, взаимодействий
и медиа-форм представления информации
Проектирование и разработка информационного наполнения, взаимодействий и медиа-форм
представления информации обеспечивают структурированный подход к определению и разработке
различных компонентов мультимедиа-приложения. Разработка информационного наполнения должна
предшествовать разработке взаимодействий и медиа-форм представления информации. В некоторых
случаях отдельные компоненты ранее разработанных медиа-форм представления информации могут
бытьиспользованы как начало новой разработки.
7.5 Создание опытного образца
В отличие от опытного образца обычной интерактивной системы проектирование мультиме
диа-системыдопускаетиспользованиеширокогоспектра различныхпокачествуистепеням реализации
ю