ГОСТ Р ИСО 14915-1—2016
Пример
—
Обычно трудно понять информационное наполнение нескольких различных
видеоизображений, которые представлены одновременно.
П р и м е ч а н и е — Эргономические принципы, связанные с умственной нагрузкой, возникающей вспед-
ствие информационной перегрузки пользоватепя. установлены в стандартах серии ИСО 10075 (см.|7). [8]).
5.2.5.3 Недопущение излишней информационной нагрузки, вызванной представлением инфор
мации, зависящей от времени
Формы представления информации должны быть выбраны так, чтобы у пользователя было время
для ее восприятия ипонимания.
Пример — Детальные инст рукции представлены в виде текста и изображения, выведенного на
экран, и рассчитаны на индивидуальную скорост ь обучения, а не в виде видеофильма и речевого коммен
тария.
П р и м е ч а н и е — Пользователю трудно усвоить подробную информацию, представленную с помощью
динамических медиа-форм информации, поэтому хорошо воспринимается только специально организованная
информация. Восприятие подробной информации, поступающей в виде изображений, требует времени, и. следо
вательно, время наблюдения изображения должно позволять пользователю просматривать изображения таким
образом, чтобы извлечь важную для него информацию. Возможность повторного воспроизведения видео или рече
вых последовательностей является важной, если последовательности критические и требуют анализа. Скорость
воспроизведения может быть откорректирована в соответствии со сложностью материала и подготовленностью
аудитории.
5.2.5.4 Недопущение излишней нагрузки, вызваннойдополнительнымидействиями
Размещение пользователя, его передвижение или манипуляции не должны препятствовать вос
приятию информации, подходящейдля целей пользователя.
Пример — Пользователи могут пропуст ит ь важную информацию в следующ их случаях:
- в видеоизображениях, если пользоват ель должен при этом одновременно осущ ест влять управ
ление;
- при распределении указаний по выполнению серии операций с несколькими формами
медиа-информации вместо того, чт обы представить их в одной форме.
5.2.5.5 Учет различий в возможностяхвосприятия
Должны быть учтены различия людей по способности воспринимать различные медиа-формы
информации и учтено влияние ограниченных возможностей человека по ихвосприятию.
Например, пользователям с ограниченными возможностями, вызванными, например, глухотой
или дальтонизмом, должна быть предоставлена возможность использовать соответствующие этим
ограничениям мультимедиа-приложения.
5.2.5.6 Поддержка понимания пользователями информации
Проектирование, отбор и объединение форм медиа-информации должны поддерживать необхо
димый уровень понимания пользователями передаваемой информации. Рекомендации по выбору и
объединению медиа-форм информации приведены в ИСО 14915-3.
Пример — При объяснении работы двигателя авт омобиля с помощ ью звукового сопровождения
соот вет ст вующ ие части двигателя в используемой диаграмме подсвечивают.
5.2.6 Пригодностьдля изучения
5.2.6.1 Общие положения
Мультимедиа-приложение является пригодным для изучения, если оно разработано так, что
пользователь может найти важную илиинтересную информацию, заранее ничего практически не зная о
типе, объемеили структуреэтой информации иофункциональныхвозможностях, обеспечиваемыхпри
ложением.
5.2 6.2 Поддержка изучения
Мультимедиа-приложение, предназначенноедля выполнения задачи, должно быть пригодно для
изучения пользователем.
Пример — Мультимедийная техническая документ ация о мультимедиа-приложении имеет иерар
хическую ст рукт уру навигации, а также сопровождает ся ссылками на разделы, позволяющ ие пользо
вателю изучать информационное наполнение приложения, отслеживая различные пути навигации
(определения концепций навигации см. в ИСО 14915-2).
6