ГОСТ Р 56920—2016
5.1.3 Тестирование как эвристика
Эвристика в технике (и в программной инженерии) — это основанный на опыте метод (метод
проб и ошибок), который можно использовать в качестве вспомогательного средства в разрешении
проблем и разработках. Хотя эвристика и может использоваться для разрешения проблем, в отдель
ных случаях она ненадежна в том смысле, что может не решить задачу или решить ее только частично. На
эвристике основывается значительная часть тестирований систем и программного обеспечения.
Например, эвристика полезна при создании модели тестируемой системы, однако она не может моде
лировать систему в полной мере, и поэтомудефекты в системе не могут быть выявлены даже при том.
что тестирование кажется полным. Признание того, что метод тестирования может быть ненадежен,
позволяет снизить риск неэффективной стратегии тестирования, используя несколько стратегий
тестирования.
5.2 Тестирование программного обеспечения в организационном контексте и контексте
проекта
Компании, вовлеченные в разработку или приобретение программных продуктов, заинтересова
ны в разработке и использовании эффективных, действенных и повторимых процессов. Для осуще
ствления этого компании разрабатывают полноценный набор процессов жизненного цикла
программного обеспечения, используемых в проектах выполняемых ими разработок. Настоящий стан
дарт предназначен как для использования в организации в целом, так и для применения в
отдельных проектах. Организация может принять настоящий стандарт и дополнить его по мере
необходимости дополнительными процедурами, методами, инструментами и политиками.
Конкретный проект разра ботки программногообеспечения или системы, выполняемый организацией,
как правило, соответству ет процессам организации, а не соответствует напрямую настоящему
стандарту. В отдельных случаях проект может выполняться организацией, которая не
располагает надлежащей совокупностью процессов организации. Такой проект может
непосредственно применить положения настоящего стандарта.
Для любой производящей программное обеспечение организации, будь ею многонациональная
организация с тысячью тестеров или компания из одного человека, обязательства по тестированию
программного обеспечения должен нести высший уровень организационного менеджмента, будь то
генеральный директор, открытый руководящий комитет или начальник отдела. Желательно, чтобы эти
обязательства были заложены в Организационную Политику Тестирования и в одну или более Органи
зационные Стратегии Тестирования, служащие основой для всех выполняемых в организации видов
тестирования программного обеспечения. Политики Тестирования и Организационные Стратегии Тес
тирования обычно присутствуют в наиболее развитых организациях. В организациях менее зрелых
тестирование может выполняться и выполняется без формальных политик тестирования и организа
ционных стратегий тестирования, но такая практика не обеспечивает обоснованности тестирования в
организации и, как правило, показывает меньшую эффективность и результативность тестирования,
выполняемого в проектах.
Тестирование программного обеспечения выполняется как управляемый контекстом процесс.
Это означает, что процесс нужно планировать, контролировать и им нужно управлять. Контекстом тес
тирования может быть как проект разработки (в пределах от многочисленного, многолетнего формаль
ного проекта разработки до неофициальной разработки, требующей нескольких часов работы одного
человека), так и текущее сопровождение функционирующей системы. Необходимо отметить неко
торые положения контекста тестирования: полный бюджет; требования расписания; риск; организаци
онная культура; ожидания потрсбителя/пользователя. готовность сред инфраструктуры для тестиро
вания; область применения проекта; критичность проекта и т. д. Накопленный опыт отрасли
показывает, что ни одна стратегия тестирования, ни один план, метод или процесс не будут работать
во всех ситуациях. Следовательно, организации и проекты должны адаптироваться и совершенство
ваться в деталях тестирования, опираясь на стандарты, такие как настоящий стандарт.
Полный план проекта должен включать в себя анализ тестирующих действий, которые будут
выполняться как часть проекта. В Плане Тестирования Проекта должны быть отражены как Организа
ционная Политика Тестирования и Организационная Стратегия Тестирования, так и отклонения отэтих
организационных руководств. Кроме того, в плане должны быть учтены ограничения, заданные в
полном плане проекта. План Тестирования Проекта включает в себя стратегию тестирования проекта и
специфичные, используемые для выработки стратегии решения проекта (включая предположения).
Основной элемент планирования тестирования — это оценка различных нужд тестирования и балан
сировка ресурсов между различными тестированиями. План тестирования фиксирует результат этого
анализа. В соответствии с настоящим стандартом в основу метода определения потребностей тести-
11