ГОСТ Р 56259—2014
продукционная система: система, в которой будущая продукция будет выполнять свою
функцию.
Эти внешние факторы можно рассматривать в связи с внутренними ресурсами организации при
принятии решений в ходе процесса проектирования и разработки продукции.
Кроме того, можно рассмотреть некоторые внутренние факторы:
место продукции в структуре организации;
знание и опыт персонала;
наличие внешней экспертизы;
наличие соответствующей интеллектуальной собственности;
финансовые ресурсы;
наличие узлов, компонентов и материалов (включая восстановленные материалы и
материалы из возобновленных источников);
производственные технологии, возможность или потребность в новых процессах;
производственные мощности, местоположение: сфера влияния организации;
наличие данных;
возможности поставщиков.
Разработка и улучшение качества продукции могут рассматриваться на уровне продукции в
целом, ее компонентов или продукционной системы. Участников разработки новой продукции могут
интересовать фундаментальные вопросы о потребителе и его требованиях.
Имеются разнообразные инструментальные средства для помощи проектировщикам и
разработчикам. Они заключаются в разработке измерительных систем, анализе экологической
результативности, принятии решений, в поощрении творческих инициатив и в интегрировании с
бизнесом и экономическими факторами. Примерами таких инструментальных средств являются:
—качественные инструменты принятия решений, такие как, матрицы, контрольные списки,
диаграммы Парето, анализ SWOT (сильных и слабых сторон, возможностей, угроз), паутинные
диаграммы идиаграммы-портфолио;
—бенчмаркинг на основе физических величин (например, килограммы, секунды, ватты);
—методы QFD (анализ функции качества) и FMEA (анализ характера и последствий
отказов) и инструментарий менеджмента качества, например распространение экологических
аспектов на свойства продукции;
—экологический анализ существующей продукции, например LCA (оценка жизненного
цикла), описанный в серии ГОСТ Р ИСО 14040.
—стоимость жизненного цикла;
—оценка опасностей и рисков:
—анализ выгод и реализуемости пожеланий заинтересованных сторон.
При выборе используемых инструментальных средств полезно рассмотреть основные
концептуальные решения, связанные с продукцией, для интегрирования экологических аспектов в
проектирование и разработку продукции, как описано в 7.3.
Практический совет № 7
Экологический бенчмаркинг
Экологический бенчмаркинг заключается в измерении свойств продукции, которые связаны с
воздействиями на окружающую среду на протяжении ее жизненного цикла. Данные этих измерений
можно сравнивать с базовыми характеристиками предыдущей продукции или конкурентной
продукции, которые имеют аналогичное функциональное назначение.
Измеряемые свойства могут включать:
- потребление энергии: в активном и пассивном режимах работы;
- применение материалов и их вариативность;
- используемые компоненты;
- упаковку: отношение массы упаковки продукции к массе самой продукции и отношение объема
упакованной продукции к объему самой продукции:
- транспортировку: расстояние транспортировки продукции;
- вещества: количество потенциально опасных веществ:
- сборку и разборку: количество различных средств крепежа.
Для продвижения бенчмаркинга с течением времени можно периодически проводить валидацию
18