ГОСТ Р 56259—2014
стадии процесса проектирования и разработки продукции;
б)жизненный цикл продукции, то есть анализ от приобретения сырья до конца срока службы
(использования) (см. рисунок 1);
в)
функциональность, то есть насколько продукция соответствует цели, для которой она
предназначена с точки зрения пригодности, располагаемого ресурса, внешнего облика идр.;
г)
многокритериальнаяконцепция,тоестьрассмотрениевсехсоответствующих
экологических аспектов и воздействий на окружающую среду,
д )компромиссы, то есть поиск оптимальных решений. Более подробно эти вопросы
обсуждаются в 7.3.
5.4 Обмен информацией
Стратегия обмена информацией является неотъемлемой составной частью процесса внедрения
экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Эффективная стратегия
рассматривает и внутренний и внешний обмен информацией.
Внутренний обмен информацией может включать предоставление информации работникам:
о политике организации;
воздействиях продукции на окружающую среду;
обучающих курсах по экологическим вопросам, программам и инструментальным
средствам;
успешных проектах или продукции;
специфических воздействиях производственных площадок на окружающую среду.
Такой обмен информацией может также включать механизмы, обеспечивающие обратную связь
с работниками по вопросам проектирования и разработки продукции.
Внешний обмен информацией может способствовать увеличению экономического эффекта
интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Это может быть
обмен информацией с посредниками, такими как потребители и поставщики, и может включать
информацию относительно;
—свойств продукции (функциональные характеристики, экологические аспекты и др.),
—правильного использования продукции и ее утилизации на конечном этапе жизненного
цикла.
Существуют различные национальные и международные стандарты на внешний обмен
информацией. Например, серия ГОСТ Р ИСО 14020 содержит принципы, примеры и требования для
экологической маркировки.
6 Существенные аспекты менеджмента
6.1 Общие положения
В этом разделе описывается роль высшего руководства организации и его значение для
выполнения программы интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку
продукции. Решения, принятые руководством, определяют рамки и задачи программы, уровень
поддержки рабочих процессов и степень оптимизации программы.
6.2 Роль менеджмента
Процесс интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
может быть инициирован руководством (сверху вниз) или проектировщиками и разработчиками
продукции (снизу вверх). На практике оба подхода могут реализовываться одновременно.
Независимо от того, кто в организации инициирует этот процесс, поддержка на уровне высшего
руководства необходима для того, чтобы это имело значительное воздействие на деятельность
организации по проектированию и разработке продукции.
Действия высшего руководства необходимы для обеспечения эффективного выполнения
процедур и программ, в том числе распределения достаточных финансовых и человеческих ресурсов и
времени для решения задач по интегрированию экологических аспектов в проектирование и
разработку продукции. Для эффективной программы интегрирования требуются такие специалисты,
участвующиев процессе проектированияиразработкипродукции,какразработчикии
проектировщикипродукции,экспертыпо маркетингу, производству, экологии,закупкам,
обслуживающий (технический) персонал и потребители или их представители.
Руководство может сформировать свои обязательства по выполнению программы, определив
конкретные цели по следующим процессам:
7