ГОСТ Р 56087.2—2014
-постановку целей и задач проведения исследования:
- определение состава исследуемых видов услуг;
- выбор метода проведения опроса по каждому виду услуг с определением формы и способа
проведения опроса;
- разработку анкет проведения опроса и программ интервьюирования;
-определение состава опрашиваемых пользоватепей услуг;
- разработку графика проведения работ по опросу пользователей и обработке результатов
опроса.
4.5.2.2 Определение существующего состава пользователей по каждому виду обследуемых
услуг
Для каждого вида услуг на основе учетной, юридической и другой документации необходимо
установить:
- общее число пользователей /-м видом услуг-объем генеральной совокупности no /-му виду
услуг
(N)\
- типические группы пользователей #-мвидом услуг,
- общее количество пользователей в каждой >-й типической группе пользователей /-м видом
услуг
(т*);
- удельный вес каждой /-й типической группы в генеральной совокупности пользователей i-м
видом услуг
(q„),
используемый далее для разделения выборочной совокупности по типическим
группам пользователей.
При этом Q0=
туN,.
4.5.2.3 При малом объеме генеральной совокупности пользователей
i-м
видом услуг (до 20
человек) в состав опрашиваемых включают всех пользователей, при большем количестве-
формируют выборочную совокупность пользователей покаждому виду услуг.
4.5.2.4 Формирование выборочных совокупностей пользователей
Выборочная совокупностьпользователей должна отражать существующий состав
пользователей по типическим группам соответствующего вида исследуемых услуг (например,
физические лица, юридические лица, операторы связи и пр.).
Для формирования типических групп в выборочной совокупности применяют индивидуальный,
бесповторный способ отбора, при котором отдельные представители типических групп пользователей
включаются в состав опрашиваемой группы однократно.
Отбор пользователей в каждую типическую группу осуществляется способом случайной или
механической выборки.
Случайность отбора может быть обеспечена применением жеребьевки или таблицы случайных
чисел.
Механическую выборку проводят в определенном порядке: например, каждая пятая единица
или каждаядесятая единица ит.д.
Способ отбора в типические группы выбирает руководитель группы, проводящей опрос.
4.5.2.5 Определение объема выборочной совокупности пользователей по каждому виду
обследуемых услуг для проведения опроса
При вышепредставленном характере формирования выборочных совокупностей применяют
следующую формулу для расчета объема выборочной совокупности пользователей по /-му виду
услуг:
N ,Гсгг
П‘ ~ N,A’-+ ГСГ
1
’
(1)
где
N,
-объем генеральной совокупности пользователей по/-мувиду услуг;
Д-значение допустимой ошибки при определении показателей, представленных в таблице
1. Значение Д может быть принято равным 0,03-0,05, исходя из традиционно допустимой
погрешности в социологических исследованиях на уровне 3 %-5 %. Решение о выборе
конкретного значения Д принимает экспертная группа, проводящая опрос, исходя из условий опроса,
технических и экономических возможностей его проведения;
/-коэффициент доверия, зависящий от вероятности, с которой гарантируется, что фактическая
ошибка не выйдет за пределы допустимой. Наиболее часто принимаемое при социологических
исследованиях значениедоверительной вероятности
Р
=0.954, приэтом
t
= 2;
о-среднее квадратическое отклонение значений оцениваемых показателей, определяемое либо
на основе пробной выборки, либо ориентировочно принимаемое 0.5 в условиях полного отсутствия
исходных данных для расчета.
5