ГОСТ Р 55769—2013
2.20индивидуальнаядоступность(individualizedaccessibility):Характеристика
образовательнойсреды,основаннойна информационно-технологической системе(2.21),
обеспечивающая удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся путем адаптации (2.5),
реагрегации, замещения.
П р и м е ч а н и е- Доступность определяется гибкостью образовательной среды (по отношению к
методам отображения и контроля, структурам, методам доступа и поддержки учащихся) и наличием
эквивалентного альтернативного содержания.
2.21 систома информационно-технологическая (information technology system. IT system):
Набор из одного или нескольких компьютеров, соответствующего программного обеспечения,
периферийных устройств, терминалов, человеческих операций, физических процессов и средств
передачи информации, которые формируют автономную, целую систему, способную выполнять
обработку информации и (или) её передачу [3].
2.22 наполнение информационное (intellectual content): Информация электронного ресурса
(2.11) независимо от способа отображения и (или) метода доступа (2.3).
2.23 язык (language): Система знаков для коммуникации, обычно состоит из словаря и правил
ПО].
П р и м е ч а н и е - В настоящем стандарте термин «язык» язык относится к естественным языкам или
специальным языкам, но не к языкам программирования или искусственным языкам.
2.24 обучение автономное (off-line learning): Обучение, не зависящее от соединения с IT-
системой (2.22).
2.25 юзабилити usability (удобство): Мера эффективного и удобного использования продукта
пользователями для достижения заданных целей [11].
3 Сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения.
ИСО-
МЭК-
СТК1 -
W 3C-
W3C/WAI WCAG -
IMS-
И Т-
ИТ-система -
UML-
Э Р-
Международная организация по стандартизации
Международная электротехническая комиссия
Объединенный технический комитет №1 (ИСО/7ИЭК)
Косорциум «всемирной паутины»
Рабочая группа по обеспечению доступности контента
Глобальный учебный консорциум
Информационные технологии
Информационно-технологическая система
Унифицированный язык моделирования
Электронный ресурс
4 Основные принципы
4.1 Два типа частей настоящего стандарта
Составные части настоящего составного стандарта подразделяются на два основных типа:
тип А - описание потребностей и предпочтений пользователей:
тип Б - описание ресурсов.
Планируется, что все последующие части стандарта также будут выпускаться попарно, но это
не является обязательным требованием.
Части, относящиеся к типу А, формируют общий язык для описания потребностей и
предпочтений пользователей. Этот общий язык предназначен для реализации:
программного обеспечения типа «помощник» как общедоступного автомата (например,
мастеры, диалоги) для направления действий пользователя или его агента доступности путем
получения ответов на вопросы с целью создания представления о потребностях и предпочтениях,
согласно описанию в настоящем стандарте в настоящем стандарте (см. [12]. Приложение Е);
систем электронного обучения, собирающих сведения о потребностях и предпочтениях
пользователей для определения настройки пользовательских интерфейсов и электронных ресурсов и
предоставления образовательной услуги в соответствии с потребностями каждого пользователя:
4