ГОСТ Р 55769—2013
Введение1
ИСО(Международнаяорганизацияпостандартизации)иМЭК(Международная
электротехническаякомиссия) являются частью специализированной системывсемирной
стандартизации. Национальные организации, которые являются участниками ИСО или МЭК.
принимают участие в разработке международных стандартов силами технических комитетов,
основанных соответствующими организациями, для работы с отдельными отраслями технический
деятельности. Сотрудничество технических комитетов лежит в сфере общих интересов. Другие
международные организации, как государственные, так и коммерческие, поддерживают связь с ИСО и
МЭК и также участвуют в их работе. В сфере информационных технологий ИСО и МЭК создали
объединенный технический комитет - ИСО/МЭК СТК 1.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, описанными в
директивах ИСО/МЭК. часть 2.
Главная задача объединенного технического комитета -подготовка международных
стандартов. Предварительные проекты международных стандартов, утвержденные объединенным
техническим комитетом, передаются в государственные организации для голосования. Для принятия
Международного Стандарта требуется, как минимум. 75% голосов организаций, участвующих в
голосовании.
Особое внимание уделяется ситуации, когда некоторые части документа могут быть субъектом
патентного права. ИСО и МЭК не несут ответственность за идентификацию некоторых или всех
патентных прав.
Стандарт ИСО/МЭК 24751-1 был подготовлен объединенным техническим комитетом ИСО/МЭК
СТК 1, «Информационные технологии», подкомитет ПК 36 «Информационная технология для
обучения, образования и подготовки».
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа
ИСО/МЭК СТК 1 ПК 36 выполняет ТК 461 «Информационно коммуникационные технологии в
образовании (ИКТО)», активноучаствующий в разработке международных стандартови
осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.
Международный стандарт ИСО/МЭК 24751 состоит из следующих частей, объединенных
общим заголовком «Информационные технологии - Индивидуализированные адаптируемость и
доступность в обучении, образовании и подготовке»:
- Часть 1: Основы и эталонная модель;
- Часть 2: Персональные потребности и предпочтения при цифровой доставке в системе
«Доступ для всех»;
- Часть 3; Цифровое описание источников в системе «Доступ для всех».
Дальнейшие части будут посвящены нецифровому описанию ресурсов, персональным
потребностямипредпочтениямприменительнок нецифровымресурсам,персональным
потребностям и предпочтениям при описании событий и мест, описанию событий и мест, а также
языковым особенностям и идентичности интерфейсов пользователей в электронном обучении,
образовании и подготовке.
Стандарт ИСО/МЭК 24751 предназначен для согласования индивидуальных потребностей и
предпочтенийпользователейсособенностямиэлектронныхобразовательныхресурсов,
удовлетворяющих этим потребностям и предпочтениям; для разрешения конфликтов персональных
потребностей независимо от их природы, в том числе требований к клиентскому оборудованию,
условиям работы, знанию языка идр.
Термины и определения в ИСО/МЭК 24751 являются функциональными. Они предназначены
не для выявления недостатков в электронных образовательных ресурсах в отношении их
доступностииадаптивности,а дляопределениявозможностипредоставлениякаждому
пользователю наиболее подходящего контента.
В ИСО/МЭК 24751 отмечено, что обучаемые испытывают затрудения при несоответствии их
персональных потребностей (предпочтений) и предлагаемого им образовательного контента, причем
затруднения обусловлены не личными особенностями пользователя, а указанным несоответствием.
Например, слепой обучаемый способен вопринимать материал курса в звуковом формате, тогда как
обучаемый, не обладающий необходимыми базовыми знаниями или работающий в шумной
обстановке, не способен к этому. Другими словами, образовательная среда доступна, если
потребностиобучаемогоудовлетворены(адаптацией,заменойилиизменениемформы
’ Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО/МЭК 24751 -1: 2008
III