ГОСТ Р 55769—2013
законодательного обеспечения равных возможностей) или для обеспечения доставки ресурсов,
удовлетворяющих потребностям и предпочтениям пользователя. В настоящем составном стандарте
рассмотрена вторая задача. Метаданные, гарантирующие соответствие стандартам и (или)
спецификациям доступности, не относятся к области применения настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для облегчения выбора каждым пользователем
подходящих ему электронных ресурсов (если это возможно), тем самым обеспечивая возможность
адаптации к индивидуальным потребностям пользователя. Поскольку в спецификациях в области
доступности используется модульный подход, т.е. каждый аспект предпочтений пользователя и
каждая характеристика ресурса определяются отдельно, системы могут определять доступность
ресурса индивидуально, в том числе в отсутствие соответствия с предыдущими версиями
нормативных документов.
Описание общедоступности ресурсов (включая [9] и будущие части типа Б) предназначен не
только для облегчения подбора ресурсов. Описание ресурсов и стандарт в целом предоставляют
собой модель интеролерабольности с поддержкой замены или индивидуальной настройки ресурса
или его компонентов и их адаптации в соответствии с потребностями и предпочтениями каждого
пользователя. Например, текстовая подпись может быть добавлена к видео, если это требуется
пользователю по причине плохого слуха или для просмотра в шумной обстановке. Интерактивное
упражнение, для выполнения которого требуется компьютерная мышь, может быть заменено другим
упражнением с использованием клавиатуры или эмулятора клавиатуры для лиц с нарушениями
подвижности или для пользовательских устройств без такой мыши. Соответствующие аспекты
настоящего стандарта предназначены для решения следующих задач:
первоначальный выбор материалов с соответствующей поддержкой общедоступности;
настройка и адаптация характеристик отображения и управления электронных ресурсов в
соответствии с потребностями и предпочтениями пользователя;
поиск и выбор соответствующих альтернативных или дополнительных отображений
электронными ресурсами, отвечающих потребностям и предпочтениям пользователя.
Международные стандарты [12] и [9] предназначены для компьютерного отображения
электронных образовательных ресурсов. Эти стандарты описывают применение возможностей ИТ-
систем для перевода или преобразования пользовательских интерфейсов и электронных ресурсов
при отображении последних. Первый подход основан на преобразовании электронных ресурсов с
помощью альтернативного отображения или путем предоставления альтернативных методов
управления (например, «горячие клавиши»). Это может быть достигнуто настройкой операционной
системы, приложения, пользовательского интерфейса или контента, а также с использованием
вспомогательных технологий. Если электронный ресурс не может быть адекватно преобразован,
необходимо наличие альтернативного электронного ресурса.
4.4 Значение интероперабельности и целостного применения
Интероперабельность очень важна для электронного обучения, в особенности для обучаемых,
использующих вспомогательные технологии или специализированные устройства, такие как
обновляемый дисплей Брайля, увеличенная клавиатура или системы распознавания голоса. Многие
лица с физическими, сенсорными и интеллектуальными нарушениями зависимы от вспомогательных
технологий при пользовании IT-системами. С точки зрения разработчика ИТ-системы каждый
пользователь, применяющий вспомогательную технологию облегчения доступа, потенциально
представляет собой внешнюю систему, требующую интероперабельности. Ввиду разнообразия
вспомогательных технологий каждый такой пользователь потенциально представляет собой
уникальнуювнешнююсистему,требующуюинтероперабельности.Крометого,каждая
вспомогательная технология должна взаимодействовать с широким набором интерфейсов и
приложений. Существующие наборы вспомогательных технологий очень ограничены. По этой
причине крайне важна последовательность в реализации и в толковании настоящего стандарта для
увеличения вероятности совместимости вспомогательных технологий.
Используется дополнительная технология или нет. но потребности и предпочтения
пользователей с ограниченными возможностями (с медицинской точки зрения) зачастую очень
конкретны и не подлежат изменению. К примеру, даже небольшая разница в размере шрифта или
кнопки, цвете фона может превратить доступный электронный ресурс в непригодный к
использованию. Обеспечение доступа для пользователей, чей выбор способа доступа ограничен
физическими нарушениями, зачастую требует точного соответствия электронного ресурса
требованиям пользователя; в таком случае это не вопрос удобства или дополнительного улучшения, а
задача первостепенной важности. Поэтому для использования в системах должен быть согласован и
описан в спецификациях набор строго определенных интерфейсов. Строгий подход применяется в
6