38
Реверсивные контакторы (контролирующие управление вращения двигателя) должны взаимно блокироваться таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации в момент переключения не могло произойти короткого замыкания.
Если для безопасности или для обеспечения непрерывности операций некоторые функции машины должны быть взаимосвязаны, необходимо достичь надлежащей координации взаимной блокировкой. Для группы машин, работающих вместе в согласованном порядке и оборудованных более чем одним устройством управления, в случае необходимости, следует предусмотреть меры для координации работы аппаратуры управления. В случаях, когда при подключенном питании привода из-за неисправности механического тормоза возникает опасное состояние неуправляемого торможения, взаимная блокировка должна отключать питание привода.
9.3.5 Противотоковое торможение
При использовании на двигателе противотокового торможения необходимо принять действенные меры, чтобы исключить изменение направления вращения в конце торможения, когда это реверсирование может создать опасные условия, привести к повреждению машины или нарушению производственного процесса. Для этих целей не допускается применение устройства, действие которого основано только на временных уставках.
Цепи управления должны быть устроены таким образом, чтобы вращение вала вручную или другим способом не создавало опасных ситуаций.
9.4 Функции управления в случае отказа
9.4.1 Общие требования
Если отказы или нарушения в работе электрооборудования могут создать опасную ситуацию, нанести ущерб машине или повлиять на производственный процесс, необходимо принять соответствующие меры, чтобы свести к минимуму возможность возникновения таких отказов и нарушений. Требуемые меры и их объем, как по отдельности, так и в сочетании, зависят от уровня опасности, связанного с их применением (п. 4.1).
Средства снижения опасности включают, но не ограничиваются нижеследующими:
- устройства защиты на машине (например, защитное устройство с взаимной блокировкой, чувствительные приборы);
- защитная взаимная блокировка электрической цепи;
- использование испытанных схем и компонентов (п. 9.4.2.1);
- частичное или полное резервирование (п. 9.4.2.2) или разнесение (п. 9.4.2.3);
- проведение функциональных испытаний (п. 9.4.2.4) и,
как правило, учитываются только единичные отказы. Если степени опасности более высокие, следует убедиться, что никакой единичный отказ не может создать опасной ситуации.
9.4.2 Меры для снижения опасности в случае отказа
9.4.2.1 Использование испытанных схем и компонентов
Среди прочих, эти меры включают:
- достижение эквипотенциальности (равность потенциалов) цепей управления в рабочих целях (п. 9.4.3.1);
- подключение приборов управления (втягивающие катушки) в цепях управления в соответствии с 9.1.4;
- остановка отключением энергии в соответствующей цепи (п. 9.2.2);
- отключение всех токоведущих проводников (п. 9.4.3.1);
- использование устройств с плюсовой функцией отключения (ГОСТ 30011.5);
- принятие конструктивных решений для уменьшения возможности отказа, вызывающего нежелательные действия.
9.4.2.2 Резервирование