ГОСТ Р 52350.7—2005
Приложение А
(обязательное)
Машины с короткозамкнутым ротором. Методы испытаний и расчетов
А.1 Следует определять повышение температуры статора и ротора, происходящее в нормапьном режиме
работы, а также в электродвигателе с заторможенным ротором.
По возможности следует производить сравнительные измерения на аналогичныхэлектродвигателях и моде
лях с целью проверки точности расчетов.
А.2 Повышение температуры обмоток статора и ротора в номинальном режиме работы следует определять
согласно МЭК 60034-1.
А.З Повышение температуры в эпектродвигателях с заторможенным ротором определяют эксперименталь
ным путем следующим образом:
А.3.1 Когда электродвигатель с заторможенным ротором еще находится при температуре окружающей сре
ды. подают номинальное напряжение номинальной частоты.
А.3.2 Ток статора, измеренный через пять секунд после пуска, принимают за начальный пусковой ток /д.
А.3.3 Повышение температуры ротора (стержни и кольца) измеряют термопарами и измерительными
устройствами с помощью преобразователей температуры ипи других средств, постоянная времени которых мала
по сравнению со скоростью повышения температуры ротора. Рассматривают наибольшую из измеренных темпе
ратур.
П р и м е ч а н и е — Существующий градиент скорости повышения температуры в отдепьных стержнях
ротора зависит от их расположения относительно пространственной гармоники фазочастотного диапазона напря
жения на обмотках статора. Этот градиент, составляющий не менее 20% для электродвигателей снизкой простра
нственной гармоникой, может быть значительно больше. Если а электродвигатель поместить термопары всего в
два стержня ротора, напряжение на которых смещено по фазе на 90‘. то увеличение наибольшего измеренного
повышения температуры на 10 % позволяет скомпенсировать высокую температуру любого другого стержня ро
тора.
А.3.4 В качестве значения характеризующей повышение температуры обмотки принимают среднее повы
шение температуры статора, определяемое с помощью термосопротивления.
А.3.5 Если испытание электродвигателя с заторможенным ротором проводят напряжением менее номи-
напьного, измеренные значения следует увеличивать пропорционально отношению этих напряжений в прямой
зависимости от пускового тока (см. А.3.2) и пропорционапьно квадрату повышения температуры. При этом следует
учитывать эффекты насыщения в магнитопроводах статора и ротора, если таковые имеются.
А.4 Повышение температуры в электродвигателях с заторможенным ротором рассчитывают следующим
образом:
А.4.1 При расчете температуры короткозамкнутого ротора повышение температуры рассчитывают по обще
му копичеству теплоты сучетом теплоты, поглощаемой стержнями и кольцами, а также теплоемкости короткозам
кнутого ротора. Необходимо также учитывать влияние скин-эффекта на распределение тепла в
стержнях. Возможны допуски на теплообмен железа.
А.4.2 Скоростьповышения температуры обмотки статора во времени д(We электродвигателе с заторможен
ным ротором рассчитывают по формупе
где} — плотность начального пускового тока. А/мм2.
к
а — коэффициент, учитывающий материап обмоток,-----------%-=— (для меди а = 0.0065);
( А/ мм Г S
D = 0.85 (коэффициент приведения, учитывающий рассеивание тепла от пропитанных обмоток).
А.5 Время fE следует определять следующим образом (см. рисунокА.1).
Из предельной температуры С вычитают максимальную окружающую температуру А (обычно 40 ‘С) и значе
ние. характеризующее повышение температуры в номинапьном режиме работы. — отрезок АВ. Время ГЕ опреде
ляют по полученной разности ВС и скорости повышения температуры а электродвигателе с заторможенным рото
ром (измеряют или рассчитывают).
Для ротора истатора проводятотдельные расчеты. Наименьшее издвухзначений принимаютза время/Едля
электродвигателя соответствующего температурного класса.
А.6 Электродвигатели с жесткими пусковыми условиями или снабженные специальными защитными
устройствами (например устройствами контроля температуры обмоток)следует испытывать с указанными защит
ными устройствами.
41