ГОСТ Р 52350.7—2005
6 Типовые проверки и испытания
Данные требования дополняют требования типовых испытаний МЭК60079-0. которые также рас
пространяются. если нетдругих указаний, на электрооборудование с повышенной защитой вида «е».
6.1 Электрическая прочность
Электрическую прочность можно проверять одним изследующих методов:
a) испытаниями, указанными в стандарте на конкретные компоненты электрооборудования; или.
если такие испытания отсутствуют
b
) при подаче испытательныхнапряженийпо 1).2)и 3) втечениеодной минуты без пробоя диэлек
трика:
1) для электрооборудования, на которое подают номинальное напряжение не более 90 В или
рабочеенапряжениекоторогонеболее90 В. действующее значениеиспытательногонапряжения равно
500 В Q’ 5%;
2) для резистивных нагревательныхустройств иблоков, ккоторымпредъявляютдополнительные
требования в соответствии с 5.9, действующее значение испытательного напряжения равно (1000 + +
2U„) В д5%, где Un— номинальное напряжение;
3) для другого электрооборудования и Ех-компонентов. в которых напряжение превышает 90 В,
действующее значение испытательного напряженияравно (1000 +2U)В Q’ 5 % или 1500В 0’ 5 %, в зависимости
от того, что больше, гдеU— рабочеенапряжение.
Альтернативой применения напряженияпеременноготокапри испытанииможетбытьиспользова
ние напряжения постоянного тока, которое для изолированных обмотокдолжно составлять 170 % ука
занногодействующего значения испытательного напряжения переменноготока, или для случаев, когда
воздушные зазоры или путьутечки выполняютроль изолирующей среды, должно составлять 140 % ука
занногодействующего значения испытательного напряжения переменноготока.
В электрооборудовании или Ех-компоиентах с гальванически изолированными частями испыта
ние проводят на каждой части поотдельности при соответствующем напряжении.
6.2 Вращающиеся электрические машины
6.2.1 Испытания электродвигателя с короткозамкнутым ротором для определения отношения
/А//к и времени tEпроводятв режиме короткого замыкания.
Как альтернативу, если испытание электродвигателя признано нецелесообразным, можно опре
делитьрасчетныеданныевремениfEи повышениятемпературы вноминальном режиме работы, а также
в режиме короткого замыкания. Желательно, чтобы метод расчета лишь дополнял метод испытания.
Ссылки по расчетутемпературы заторможенного ротораданы в библиографии.
Методы испытания и расчетовэлектродвигателя представлены в приложении А.
6.2.2 Если условияиспытания полностьюотражают условияэксплуатации, то испытаниеэлектро
двигателей можно проводить только при горизонтальном положении оси электродвигателя даже тогда,
когда эксплуатация предполагается сдругим положением егооси.
6.2.3 Дополнительные испытания электродвигателей на высокое напряжение
6.2.3.1 Система изоляции обмотки статора
6.2.3.1.1 Испытания проводят:
- на собранном статоре;
- на статоре в корпусе электродвигателя;
- на электродвигателе;
- на статоре с неполной обмоткой.
Во всех случаях испытательный образец должен быть в состоянии «как новый» и представлять
собой собранный статор с противокоронной защитой (если требуется), с маркировкой механической
нагрузки, с уплотнениемикреплением, пропиткойипроводящимичастями, напримерссердечником ста
тора. Все открытые проводящиечасти следует заземлить.
6.2.3.1.2 Кабель, предназначенныйдля присоединениякстатору, испытываютссобраннымстато
ром или спредставительным образцом. Особоевнимание следуетуделитьразмещению кабеляотноси
тельно находящихся рядом проводящих частей и их размещению относительно друг друга. Все
открытые проводящие части следует заземлить.
6.2.3.1.3 Системы изоляции и соединительные кабели следует испытывать в течение не менее
3 мин синусоидальным напряжением промышленной частоты, превышающим номинальноедействую
щеезначение напряжения сетине менее чем в 1.5раза, вовзрывоопасной испытательнойсмеси всоот
ветствии с таблицей 8. Максимальная скорость повышения напряжения должна составлять 0.5 кВ/с.
30