ГОСТ Р 52350.7—2005
^Q15+
D - 50
780
b — безразмерный коэффициент, равный 1.0 для машин с подшипниками качения и 1.5 — для машин с
подшипниками скольжения.
П р и м е ч а н и е — Вформулах минимальный радиальный воздушный зазорне имеет прямой зависимости
от частоты сети или числа полюсов, что показано на примере двух- или четырехполюсного электродвигателя с под
шипниками качения, питаемого напряжением переменного тока частотой от 50 до 60 Гц. имеющего ротор диамет
ром 60 мм и длину сердечника 80 мм.
Подставляя в формулу значения:
О » 75 мм (минимальное значение);
п = 3600 об/мин (максимальное значение);
Ь - 1.0;
г = 80/(1.75 *60). то есть примерно 0.76. и поэтому принимаем г* 1.0.
Затем минимальный радиальный воздушный зазор рассчитываем по формуле
Он приблизительно равен 0.25 мм.
5.2.4 Машины с короткозамкнутым ротором
5.2.4.1 В дополнение к 5.2.1. 5.2.2, 5.2.3 требования данного подпункта распространяются на
машины с короткозамкнутым ротором, включая синхронные машины с короткозамкнутой пусковой илис
демпфернойобмотками.
5.2.4.2 Стержни короткозамкнутых роторов должны быть плотно вставлены в пазы и припаяны
твердым припоем или приварены к короткозамыкающим кольцам за исключением случаев, если стер
жни икольца роторов изготовлены как единое изделие.
П р и м е ч а н и е — Стержни икольца короткозамкнутых роторов не рассматривают какоткрытые проводя
щие части (см. 4.3,4.4.4.9 и 5.2.1).
5.2.4.3 Конструкцию ротора следует оценивать на возможность возникновения искрения в воз
душном зазоре.
Если общая сумма факторов риска, определенных по таблице 4, превышает 6. то электродвига
тель или представительный образец следует подвергнуть испытанию согласно 6.2.1.2 или электродви
гатель должен быть такой конструкции, чтобы задействовались специальные меры, обеспечивающие
при запуске отсутствие в оболочке взрывоопасной газовой среды. Маркировка должна содержать знак
«X» в соответствии с МЭК 60079-0 (перечисление i) 29.2), а специальные условия применения в серти
фикате должны включать информацию, обеспечивающую выбор соответствующихспециальных мер.
П р и м е ч а н и я
1 Специальные меры, которые возможно применять, включают предпусковую вентиляцию или применение
стационарного газового датчика внутри оболочки машины.
2 При данных испытаниях двигателей с высокой инерциальной нагрузкой или с автоматическим перезапус
ком можно определить только рабочие условия, без крутящего резонанса поезда с полным приводом и если можно
исключить сдвинутый по фазе перезапуск. Применение оборудования в таких специальных условиях должно быть
четко скоординировано изготовителем и пользователем.
В качестве альтернативы, если пусковой токдвигателя ограничендо 300 % номинального тока /м,
то проведениеоценки возможного искрения воздушного зазора не требуется. Если применениеснижен
ногопускового напряжениятребуетснизитьмаксимальный пусковой токдо 300 %номинального тока /N,
то маркировка двигателя должна содержать знак «X» в соответствии с МЭК 60079-0 (перечисление
i) 29.2). а в специальных условиях применения должно быть указано, что двигатель может
применяться
где D — диаметр ротора, мм. который в формуледля минимального радиального воздушного зазора
соответствует минимальному значению 75 мм и максимальному — 750 мм:
п — максимальная номинальнаячастота вращения, об/мин (минимальное значение — 1000об/мин);
г— максимальнаявеличина, мм. соответствующаяминимальномузначению0.1 и вычисляемая по
формуле
длина сердечника
1,75-диаметр ротора. D *
15