9
Каждая позиция органа выбора режима должна соответствовать одному режиму управления и работы. Этот орган может быть заменен другими средствами выбора, которые обеспечивали бы выполнение определенных функций машины определенными категориями операторов (например коды доступа для определенных числовых функций управления).
3.7.10 Режим управления для наладки, обучения, переналадки, поиска неисправностей, чистки или обслуживания
Там, где для наладки, обучения, изменения процесса, поиска неисправностей, чистки или обслуживания машины необходимо снять или переместить ограждение и/или нейтрализовать предохранительное устройство безопасности и где необходимо для целей этих операций машину привести в рабочий режим, должна быть обеспечена безопасность оператора, по возможности с использованием режима ручного управления, который одновременно:
- блокирует режим автоматического управления (это означает, что не произойдет никакая опасная операция как результат изменения состояния какого-либо датчика);
- разрешает работу опасных деталей машины только посредством приведения в действие сопутствующего устройства управления (см. 3.23.2 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1), устройства управления с автоматическим возвратом в исходное положение (см. 3.23.3 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1) или двуручного устройства управления (см. 3.23.4 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1);
- разрешает работу опасных деталей машины только в условиях повышенной безопасности (например при пониженной скорости, пониженной нагрузке/мощности, в шаговом режиме, используя устройство управления ограниченным движением (см. 3.23.8 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1)), чтобы уменьшить риск.
Этот режим управления должен быть связан со следующими мерами:
- ограничением доступа к опасной зоне, по возможности;
- наличием органа управления аварийного останова в пределах непосредственного доступа оператора;
- наличием переносного устройства управления (подвесного пульта управления) и/или локального органа управления, допускающего наблюдение управляемых элементов.
3.7.11 Другие стандартизованные меры для конструирования электрических (электромеханических и электронных) систем управления для исключения опасности при ошибках функционирования
Электромагнитная совместимость электронного оборудования всех машин должна соответствовать требованиям соответствующих стандартов. Для промышленных машин конструирование систем управления - по ГОСТ Р МЭК 60204-1.
3.8 Предотвращение опасности, обусловленной использованием пневматического и гидравлического оборудования
Пневматическое и гидравлическое оборудование машин должно быть сконструировано так, чтобы:
- не было превышено максимально допустимое давление в системах пневматического и гидравлического оборудования (например с помощью ограничителей давления);
- не возникало опасности при сбросе давления, падении давления или потере герметичности;
- не возникало опасности утечек, обусловленных неплотностями или повреждениями деталей;
- воздушные ресиверы, воздушные резервуары и подобные емкости (такие как гидропневмоаккумуляторы) соответствовали правилам конструирования этих элементов;