6
согласовывалось с их действием (см. [3]);
- их работа не могла вызвать дополнительный риск.
Если орган управления сконструирован и изготовлен для осуществления нескольких различных действий, т.е. если его действие неоднозначно (например клавиатуры), действие, которое следует выполнить, должно быть четко обозначено для безошибочного восприятия.
Органы управления должны быть используемы так, чтобы их расположение, направление движения и усилия для приведения их в действие были согласованы с выполняемым действием, с учетом эргономических принципов. В расчет должны быть приняты нагрузки, связанные с необходимостью или возможностью использования средств индивидуальной защиты (таких как перчатки, одежда).
3.6.7 Конструкция и расположение указателей, лимбов, оптических индикаторов должны быть такими, чтобы:
- они соответствовали параметрам и специфике восприятия человека;
- воспроизводимая информация могла быть без затруднения воспринята, идентифицирована и интерпретирована, например должна быть показана достаточно долго, разборчиво, быть однозначной и понятной в соответствии с требованиями операторов и предназначенного применения (использования);
- оператор был бы в состоянии видеть их с рабочего места;
- с главной рабочей позиции оператор был бы в состоянии убедиться, что в опасных зонах нет лиц, подвергаемых опасности; если это невозможно, система управления должна быть сконструирована и реализована так, чтобы пуску предшествовал звуковой и/или световой предупреждающий сигнал. Лицо, подвергающееся опасности, должно иметь время и средства для предотвращения пуска машины.
3.7 Соблюдение принципов безопасности при конструировании систем управления
Недостаточная проработка при конструировании систем управления машиной может привести к непредвиденному и потенциально опасному поведению машины.
Типичными причинами опасного поведения машины являются:
- неправильный выбор конструкции или ошибки (случайные или преднамеренные) в логической схеме системы управления;
- временный или постоянный сбой или отказ одного или нескольких элементов системы управления;
- нарушения или отказ в источнике питания системы управления;
- ошибки в конструкции или расположении органов системы управления.
Типичными примерами опасного поведения машины являются:
- непреднамеренный/неожиданный пуск;
- неуправляемое изменение скорости;
- невозможность остановки движущихся частей;
- падение или выброс подвижной части машины или обрабатываемой детали, закрепленной в машине;
- блокирование предохранительных устройств безопасности.
В системах управления должны быть предусмотрены меры, позволяющие оператору безопасно и легко вмешиваться в процесс управления, что требует:
- систематического анализа условий пуска и останова;
- обеспечения специфических режимов работы, например пуск после нормального останова, повторный пуск после прерывания цикла или после аварийного останова, удаление деталей, находящихся в машине, работа части машины в случае отказа ее элемента;
- однозначной индикации сбоев в случае использования электронной системы управления и визуального блока индикации;
- учета особых требований к комплексным машинам.