ГОСТ 21490-76 С. 6
температуру охлаждающихжидкостей (глицерина, воды) на выходе и входе, испытуемого масла,
выхлопных газов, воздуха, поступающего на двигатель, *С;
давление масла, МПа (кгс/см2);
давление нагнетаемого воздуха при работе с наддувом МПа (кгс/см2);
прорыв газов в картер (регистрируют не менее двух раз в течение 10 ч этапа испытаний на
номинальном режиме), л/мин.
3.6. После каждого 10ч этапа работы двигатель останавливают на 1ч для техническогоосмотра
и проводят долив масла по массе. Угар масла определяют по метке щупа за 10 ч цикл, который
должен быть для летних сортов масел 700—1000 г. а для зимних и загущенных —700—1300
г. Допускается больший или меньший угар масла, но не более чем в четырех 10 ч этапах. При
меньшем угаре масла часть масла сливают из картера, а при большем —доливают до
установленной метки, проверяя щупом.
3.7. Через 20 мин, 40, 80 и 120 ч работы двигателя (до долива масла в картер) отбирают по
300 г пробы масла.
3.8. В пробах масла определяют:
вязкость кинематическую при 100 ’С по ГОСТ 33—2000;
зольность сульфатную по ГОСТ 12417—94;
коксуемость по ГОСТ 19932—99;
число кислотное и щелочное по ГОСТ 11362—96;
содержание нерастворимого осадка по ГОСТ 20684—75.
3.9. После окончания испытания проводят следующие операции: масло сливают из картера
двигателя и взвешивают с погрешностью не более 10 г; глицерин и воду из системы охлаждения
сливают, двигатель частично разбирают, снимая головку цилиндра и поршень.
3.10. Подвижность поршневых колеи в канавках поршня оценивают по табл. 7. После опре
деления подвижности кольца снимают с поршня. Поршни и кольца отдельно промывают трехкрат
ным погружением в бензин и просушивают.
Состояние КОЛЫ1ДБалл
I. Свободное
2. Плотное
3. Тугое
4. ’Закоксованнос
5
6
7
8
9
10
Т а б л и ц а 7
Условие оценки
Кольцо перемешается в канавке пол действием собственной
массы, когда поршень повернут из вертикального наложения в
горизонтальное
Кольцо перемешается в канавке под действием груза 2,94 Н
(300 тс), приложенного перпендикулярно к диаметру кольца,
проходящему через середину замка кольца.
Кольцо перемещается в канавке под действием груза более
2.94 Н (300 те), приложенного перпендикулярно к диаметру,
проходящему через середину замка кольца
Котьио не перемещается,
пригорело на
дуге
1—60°
.60—120й
* 120-180*
» 180-240*
. 240-300* .
300-360*
3.11.В канавках поршня, где имеются отложения нагара, проводят измерение толщины слоя
отложений в восьми диаметральных плоскостях с помощью микрометра с суженным (для прохода
в канавку) наконечником или другим инструментом, позволяющим произвести измерение с погреш
ностью не более 0.01 мм; в верхней части канавки, соответствующей выточке на внутренней
поверхности кольца, толщину отложений нс определяют. Среднюю толщину слоя отложений (Л1) в
канавках вычисляют по формуле
N
*T ,_t
S
где £ /’, „ —сумма толщин слоев отложений, измеренных в точках 1—8.
157