4.2 Виды термообработки в состоянии поставки
Koлeca должны поставляться:
a) 6ез термообработки (без обозначения) — Rl. R2, R3 н RCI, RC2, КСЗ,
в) с нормализацией или с нормализацией и отпуском (обозначается N) — Rl, R2, R3 и RCI,
RC2, RC3, или
c) с поверхностной обработкой (обозначается Т) — R6, R7, R8, R9 н RC6, RC7, КС8, RC9, или
d) с объемной закалкой и отпуском (обозначается Е) — R6, R7, R8, R9 и RC6, RC7, RC8, RC9.
Цели не проводится какая-либо эффективная дегазация стали, независимо от того, какой вид
термообработки оговорен, необходимо принимать соответствующие меры, которые могут
включать в себя, например, медленное охлаждение, для предотвращения образования
флокенов (водородного растрескивания). По запросу представителя руководства железной
дороги необходимо информировать его о принимаемых мерах.
Поверхностная обработка (Г) состоит из:
нагрева колеса в течение времени, достаточного для равномерного прогрева его до
температуры не менее 825 °С;
последующей закалки обода, например, струей, подаваемой под давлением воды;
отпуске при температуре не менее 500 °С;
затем колеco оставляют остывать на воздухе без сквозняков предпочти только в закрытом
охладительном колодце
ИЛИ
под колпаком.
4 3. Степень отделки.
Колеса могут поставляться со следующими степенями отделки:
a) с черновой механической обработкой, когда колесо поставляется с черновой обработкой
всего колеса или отдельных его частей;
в) в полуготовом виде, когда отдельные обрабатываемые части колеса обработаны
окончательно и считаются готовыми, а другие части, для которых предусмотрена черновая,
обработка, окончательной обработки не проходит;
c) в готовом виде, когда все обрабатываемые части колеса прошли окончательную обработку,
за исключением, например, окончательной расточка отверстий, когда операцию, как правило,
выполняет непосредственно перед установкой колес на оси изготовитель узла в сборе.
5. Технические требования
5.I. Xимический состав
В табл I приведены максимальные концентрации различных элементов. Эти значения
учитывают при анализе, проводимом на образцах. По согласованию с потребителем
изготовитель может определять химический состав, выполняя анализ разливаемого металла
вместо анализа деталей.
5.2. Физические свойства
5.2.1. Внешний вид
Участки, остающиеся необработанными, должны плавно переходить о обработанные участки.
Чистота обработанных поверхностей должна соответствовать оговоренной в заказе или
сопровождающих его документах. Заказ или прилагаемые к нему документы могут содержать
требование полной обработки определенных колес по всей поверхности, включая ступицу.
На поверхности колеса не должно быть никаких меток, не предусмотренным в заказе или
прилагаемых к нему документах. Однако на поверхности обода после определения твердости
по Бринеллю могут оставаться отпечатки
5.22 Oтсутствие дефектов
Колеса по всему своему телу должны иметь плотную структуру и не иметь дефектов,
ухудшающих их служебные свойства.
(Продолжение см. с 34)
39
5 2.21 Макроскопия
На исследуемой поверхности после полировки не должны обнаруживаться никакие
несплошности.
6.2 2.2. Микрография
На серном отпечатке не должны быть видны никакие дефекты, превышающие показанные на
отпечатках, содержащихся в альбоме дефектов макроструктур.
5 2.2 3. Ультразвуковая дефектоскопия
5.2.2.3.1. Если используют сравнительный метод ультразвуковой дефектоскопии, как
оговорено о п. 7 8.0, и если в заказе подробно не оговорены правила приемки, необходимо
следовать изложенному ниже.
Колеса, имеющие по ободу не более 10 дефектов, если отношение амплитуды сигнала о
дефекте или дополнительного эхосигнала к амплитуде сигнала, отраженного от заднем стенки
соседней здоровой зоны, , не превышает 0,25, признаются годными при условии, что
расстояние между двумя соседними сигналами о дефекте не менее 15 мм
5.2.2.3 2. При использовании метода DGS (расстояние-усиление-размер) при отсутствии
соответствующего международного стандарта необходимо иметь согласованный приемочный
эталон
5.2,2.4. Магнитоскопия (только для литых колес)
При исследовании боковых поверхностей колес магнитными методами не должно быть
дефектов (их определяют по скоплению порошка) более оговоренных в заказе или
прилагаемых к нему документах. После исследование детали не должны иметь остаточного
магнетизма, которые может вызвать устойчивое присутствие магнитной пыли, отрицательно
влияющей на служебные свойства колес.
5.2.3. Равномерность твердости
Если это не предусмотрено в заказе, разница крайних значений твердости на ободьях колес из
стали одной парии, с одинаковыми размерами, взятых на одной партии, не должна превышать
30 НВ.
5.2.4. Толщина термообработанного слоя (только для колес Т)
Толщина термообработанного слоя, оцениваемая по результатам последовательных
определений твердости (см. п. 7.7.3.6.2), должна быть не меньше глубины износа,
установленной в заказе или прилагаемых к нему документах. В заказе или прилагаемых к нему
документах может быть также установлена минимальная твердость на расстоянии глубины
износа. Поверхностная обработка не должна изменять характеристики зевы между ободом и
ступицей (см. табл. I, сноска 9)
5.2.5. Остаточные напряжения (только для колес Т)
Целью поверхностной обработки отчасти является создание оказывающих благоприятное
влияние остаточных напряжений сжатия, направленных по окружности обода колеса.
Производитель должен показать, что применяемая им для поверхностной обработки
технология приводит к достаточному увеличению направленных по окружности остаточных
напряжений сжатия. Один из методов приведен в п. 7 8.8.
5.2.6. Распределение массы. Балансировка
Если это оговорено в заказе или прилагаемых к нему документах, положение и значение
остаточного статического дисбаланса на готовых колесах должны быть соответственно
обозначены (см. п. 5.6).
5.3. Механические свойства
Механические свойства колес должны соответствовать табл. I.
5.4. Размеры
Размеры колес должны быть указаны в заказе или прилагаемых к нему документах.
6.5. Клейма изготовителя На каждом колесе должны быть выбиты или отлиты клейма в
соответствии с заказом или прилагаемыми к нему документами,