ГОСТ 10791-89 С. 3
1.9. Колеса должны быть проконтролированы на остаточное напряженное
состояние. Сходимость обода после радиальной разрезки (н состоянии
поставки) колесадолжнабытьНеменее 1 мм, расходимость не допускается.
1.10. Механические свойства стали ободьев колес. Подвергнутых
упрочняющей термической обработке, должны соответствовать нормам,
указанным в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
1.11. Разница твердости ободьев на глубине (30±.1) мм. по периметру
колес не должна превышать 20 НВ.
1.12. Ударная вязкость стали дисков колес при температуре (20+-10)
о
С
(комнатная температура) должна бытьне менее:
для стали марки 1 - 0.3 Дж/см
2
(3 кгс-м/см
2
):
»»»2 - 0.2 Дж/см
2
(2 кгс-м/ см
2
).
1.13. Балл неметаллических включений из стали ободьев колес (кроме
недеформирующихся силикатов) по ГОСТ 1778 не должен превышать:
сульфидных включений — 3.5;
силикатов хрупких - 3,5:
силикатов пластичных - 1;
оксидов строчечных - 1.
1.11. Средний срок службы колес — 10 лет.
2. ПРИЕМКА
2 1. Для проверки соответствия колес требованиям настоящего стандарта
проводит приемо-сдаточные испытании на соответствие требованиям пп. 1.1,
1.41.7. 1.10, 1.12.
2.2. Колеса предъявляют к приемке партиями. Партию составляют из
колес одного назначения, изготовленных из стали одной плавки-ковша,
подвергнутых упрочняющей термической обработке по одному режиму.
Разъединять партии колес при приемке не допускается.
Колеса, отставшие от основной партии до упрочняющей термической
обработки или в процессе ее проведения допускаетсякомплектовать в
сборную партию до 50 шт.
С 4 ГОСТ 10791-89
Сборную партию комплектуют по эквиваленту «углерод + 1/4 марганца» с
различием в продолжительности охлаждения при упрочняющей термической
обработке не более 30 с.
2.3. Каждое колесо следует подвергать внешнему осмотру согласно требованиям
пп. 1.6 и 1.7, а также проверке размеров согласно требованиям п. 1.1.
2.4. От каждой партии колес, принятой по внешнему виду, должно быть
отобрано одно колесо, прошедшее ультразвуковой контроль, для проверки
макроструктуры, остаточных напряжений, механических свойств стали ободьев и.
ударной вязкости дисков колес при температуре (20±10)°С. Отбор колес проводят
совместно с представителем Госприемки.
2.5. Химический состав стали по ковшевой пробе определяют от каждой плавки-
ковша на пробах, отбираемых по ГОСТ 7565.
При контроле химического состава на готовых колесах отбор стружки
производят из средней части обода колеса или из головки образца, испытанного на
растяжение.
Результаты проверки распространяют на все колеса данной плавки.
2.6. Проверку ободьев колес на растяжение проводят на одном образце. Отбор
проб для проверки стали ободьев колес на растяжение проводят по ГОСТ 7564.
2.7. Проверку макроструктуры стали колес осуществляют по технической
документации, утвержденной в установленном порядке.
2.8. Твердость ободьев колес проверяют на колесах, выдержавших испытание на
растяжение.
2.9. При выборочном контроле проверяют колеса на соответствие пп. 1.9.11.11,
1.13.
2.10. Контроль твердости на глубине (50±1) мм проводят на 10% партий колес.
Норма твердости факультативна.
2.11. Контроль равномерности твердости ободьев колес на глубине (30±1) мм
проводят на 4% партии колес.
2.12. Проверку стали дисков на ударную вязкость при температуре минус 60 С, а
также на растяжение проводят на 4% партий колес. Результаты испытаний
факультативны.
2.13. Контроль загрязненности стали колес неметаллическими включениями
проводят на каждой 30-й плавке, а также при получении неудовлетворительных
результатов повторных испытаний по одному из показателей: относительному
сужению или относительному удлинению стали обода, ударной вязкости стали диска
при температуре плюс (20+-10)°С.
2.14. При отсутствии в металле колес флокенов и неудовлетворительных
результатах на растяжение образцов из обода, на твердость обода на глубине (30±1)
мм или равномерность ее распределения по периметру обода проводят повторные
соответствующие