Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи
Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куреиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт", (ИНН
7701285928, ОГРН 1027700000679), Россия 129110, г. Москва, г. Москва, пр.
Олимпийский д. 5, корп. 1,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Россия 428032, г.
Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Базарная д. 40
о признании недействительным решения № 19-11/3380 от 12.07.2018
при участии:
от заявителя: не было
от налогового органа: Журавлевой С.З. по доверенности от 16.01.2019 № 05-1-
19/55, Смирновой М.Н. по доверенности от 25.01.2019 № 05-1-19/61
Установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт"
обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой
службы по г. Чебоксары о признании недействительным решения от 12.07.2018 №
19-11/3380.
Заявитель, извещенный о дне, времени и месте судебного заседания, в суд
своего представителя не направил.
От заявителя в суд каких – либо ходатайств об отложении судебного
заседания, о поддержании заявления, о рассмотрении дела в отсутствии
представителя, не поступало.
Представители инспекции заявление не признали по доводам, изложенным в
отзыве, представили дополнительные документы: акт разграничения балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.03.2006,
А79-14947/2018 2
однолинейную схему электроснабжения потребителя, инвентарную карточку
учёта объекта основных средств, акт о приемке - передачи основных средств от
01.01.2005 № 974/162.
Заявитель свою позицию отразил в заявлении (том 1 л.д. 5-10).
Суду пояснили, что общество правомерно применило пониженную ставку по
налогу на имущество, установленную пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ
в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой
технологической частью, находящихся на балансе общества. Считают
неправомерным выводы налогового органа об отсутствии у общества права на
применение пониженной ставки по налогу на имущество вследствие того, что
общество не осуществляет экономическую деятельность в сфере
электроэнергетики, спорные основные средства не являются элементами линий
энергопередач, используются для собственного потребления и не участвуют в
передаче энергии до третьих лиц, спорные основные средства не входят в единую
национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Просят заявление
удовлетворить.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
возражали относительно заявленных требований, позицию выразили в
письменных отзывах и пояснениях (том 2 л.д. 4-13, том 3 л.д. 110-119).
Пояснили, что спорные объекты не являются линиями энергопередачи,
поскольку являются оборудованием, предназначенным для обеспечения
собственных нужд, и функционально не предназначены для передачи
электроэнергии иным субъектам (в том числе потребителям электрической
энергии). Доводы заявителя сводятся лишь к тому, что спорные объекты
фактически передают электроэнергию, соответственно являются линией
электропередачи. Однако, такая передача не указывает, что на балансе заявителя
находятся линии электропередачи в смысле придаваемом ему Перечнем 504, в
связи с чем общество неправомерно применило льготную ставку при исчислении
налога на имущество. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей инспекции, изучив представленные документы,
Суд
Установил:
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка
представленной 12.12.2017 ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» уточненной
налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год (т.2 л.д.15).
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт
налоговой проверки от 23.03.2018 № 19-11/5136 (т.3 л.д.48), согласно которому
установлена неуплата налога на имущество организаций за 2014 год в сумме
116 019 рублей.
Не согласившись с выводами, изложенными в Акте, ООО «Лукойл -
Волганефтепродукт» представило в Инспекцию возражения от 23.04.2018 №19-
305(т.3 л.д.58), которые рассмотрены заместителем начальника Инспекции в
присутствии представителя ООО «Лукойл - Волганефтепродукт».
В соответствии с п. 6 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации
Инспекцией принято решение о проведении дополнительных мероприятий
налогового контроля от 17.05.2018 №19-11/64 (т.3 л.д.83).
Рассмотрев материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика,
материалы дополнительных мероприятий налогового контроля заместителем
начальника Инспекции вынесено решение от 12.07.2018 №19-11/3380 об
А79-14947/2018 3
отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 109 Кодекса и
предложено уплатить налог на имущество организаций за 2014 год в сумме 116 019
рублей (т. 3 л.д. 90).
Материалами камеральной налоговой проверки ООО «Лукойл
Волганефтепродукт» установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 373 Кодекса установлено, что налогоплательщиками
налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для
российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том
числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение,
доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное
по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов
основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета,
если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется
как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 380 Кодекса налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента,
если иное не предусмотрено статьей 380 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 380 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом
периоде) установлено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов
Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования,
магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений,
являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут
превышать в 2014 году - 0,7 процента.
Налог на имущество организаций установлен, введен в действие в
соответствии с главой 30 Кодекса Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 №
38
«О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов
Российской Федерации» (далее - Закон № 38), и обязателен к уплате на территории
Чувашской Республики. В соответствии с Законом № 38 определены налоговая
ставка, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога на имущество.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона № 38 в отношении железнодорожных
путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи,
а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью
указанных объектов, установлена в 2014 году налоговая ставка в размере - 0,7
процента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504
(далее -Постановление) утвержден Перечень имущества, относящегося к
железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным
дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям
энергопередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической
частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от
обложения налогом на имущество организаций.
А79-14947/2018 4
12.12.2017 общество представило третью уточненную налоговую
декларацию по налогу на имущество организаций за 2014 год (т. 2 л.д.15).
В представленной налоговой декларации по налогу на имущество
организаций за 2014 год налогоплательщиком в соответствии со статьей 380
Кодекса, статьей 19 Закона № 38. применена налоговая ставка 0,7% в отношении
линий энергопередачи (электропередачи), а также сооружений, являющихся
неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что при
исчислении налога на имущество организаций за 2014 год общество применило
налоговую ставку, установленную пунктом 3 статьи 380 Кодекса в размере 0,7
процентов в отношении следующих объектов основных средств:
-внутриплощадочные сети электроснабжения (инвентарные номера:
2005384/119, 2005437/152. 2005521/127, 2007654/163, 2007779/115, 765/1 16,
791/138, 811/153, 832/120, 857/121,903/123,948/161);
-
сети электроснабжения (инвентарные номера: 2007653/163, 2007796/115);
-
внутриплощадочные кабельные сети (технологические) (инвентарный
номер: 964998);
-
трансформаторная подстанция (инвентарный номер: 2005540/127);
-
понижающая трансформаторная подстанция (инвентарный номер: 931/150);
-
вводной кабель (инвентарные номера: 796/116, 812/153, 835/120, 860/121,
906/123).
В названном Перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор
основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень
содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика
имущественных объектов. Однако право на применение льготы законодатель
связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с
теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных
карточках).
ОКОФ применяется для выполнения статистических задач. Само по себе
присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у
налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в
отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при
соблюдении одновременно следующих условий:
1)
имущество по своему функциональному предназначению относится к
одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Кодекса;
2)
имущество поименовано в Перечне N 504.
Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве
отсутствует, необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского
и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13
Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация
обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а
абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать
предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность
эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность
используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
А79-14947/2018 5
В силу пункта 4 статьи 539 и пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила § 6
«Энергоснабжение» применяются, в том числе к договору снабжения
электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой
энергией через присоединенную сеть.
Из содержания статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее - ФЗ N 35) следует, что услуги по передаче
электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных
действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические
устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических
регламентов.
Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении
точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора
возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их
интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками
(энергосбытовыми организациями).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный
характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора
об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого
хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней
лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи,
трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное
предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи
электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 ФЗ N 35).
В соответствии с пунктом 6 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт
Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения»,
утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029,
энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией
(электрической энергией). При этом на основании пункта 21 этого акта
потребителем признается предприятие, организация, территориально
обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники
электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и
используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за
пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи
электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90
«Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и
определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N
3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и
подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного
района энергосистемы в другой.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче
электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением
А79-14947/2018 6
Правительства Российской Федерации N 861, точка поставки определена как место
исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче
электрической энергии, используемое для определения объема взаимных
обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой
принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте
разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов
электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения па
ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая
границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и
потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем
электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании
услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание
электроустановок.
Статьей 3 ФЗ N 35 потребители электрической энергии определены как лица,
приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или)
производственных нужд. Таким образом, исходя из норм отраслевого
законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их
неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в
Перечне N 504, относится имущество, которое с учетом функционального
назначения используется для передачи электроэнергии.
Согласно пункту 2.5.2 «Правил устройства электроустановок»
технологические процессы производства (генерации), передачи (транспорта),
использования электрической и тепловой энергии принципиально различаются. В
то же время электрическая 'часть электростанций, линий электропередачи,
потребителей электроэнергии состоит из технических устройств, конструктивно и
функционально идентичных и, соответственно, имеющих одинаковый код ОКОФ.
Таким образом, между электрической частью электростанций, потребителей
электрической энергии и электрическими сетями имеется четкое технологическое и
организационное разграничение.
Такое разграничение, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального
закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункту 2.5.2 «Правил устройства
электроустановок» устанавливается при технологическом подключении
потребителя и производителей электроэнергии к электрическим сетям и
фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций и
производителей и потребителей электрической энергии.
Электрическая часть электростанций и потребителей электроэнергии не
может относиться к оборудованию электрических сетей (в состав которых входят
Линии электропередачи).
Линии электропередачи входят в состав оборудования и сооружений
электростанции или потребителей электрической энергии как часть электрических
Сетей для собственных нужд.
Подобные линии электропередачи для собственных нужд электростанций
или потребителей электрической энергии не включены в Перечень № 504.
Главой 2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго
России от 20.05.2003 № 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к
услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
А79-14947/2018 7
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и
пункта 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих
устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству
электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
27.12.2004 № 861, установлено разграничение балансовой принадлежности
электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности общества и
сетевой организации, являющейся собственником линий электропередачи.
Письмом от 27.12.2017 № 35417/14 (т. 2 л.д. 61) Приволжское Управление
Ростехнадзора на территории Чувашской Республики в отношении имущества
общества, пояснило, что:
-
объект «Внутриплощадочные сети электроснабжения» от ВРУ АЗС №' 119 предназначен для собственного электроснабжения оборудования АЗС № 119,
электроснабжение осуществляется от подстанции ЗТП 10/0,4 кВ ОАО «ЧЭАЗ»;
-
объект «Сети электроснабжения» - это кабельная линия напряжения 0,4 кВ от ТП-231 10/0.4 кВ до ВРУ АЗС №115, предназначен для электроснабжения АЗС
№ 115;
объект «Внутриплощадочные сети электроснабжения» предназначен, для
электроснабжения АЗС № 115, суммарная мощность потребления до 50кВт.
Кроме того, в ходе проверки Инспекцией направлены запросы в
Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и
тарифам о представлении информации в отношении имущества общества от
09.02.2018 № 19-23/007334.
Получен ответ от 16.02.2018 № 02/16-588 (т.2 л.д.31), согласно которому
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и
тарифам пояснила, что не установлены цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
В Администрацию г. Чебоксары от 09.02.2018 № 19-23/007332 (т. 2л.д. 32) о
представлении информации в отношении имущества общества получен ответ от
28.02.2018 № 2227 (т.2 л.д. 33), согласно которому объекты электросетевого
хозяйства общества предназначены для собственных нужд.
В соответствии с информацией, отраженной в актах разграничения
балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию
электротехнических устройств и сооружений между сетевой организацией и
потребителем общество является потребителем электрической энергии.
Так, из акта разграничения балансовой принадлежности от 01.11.2012 между
ООО УК «Первая площадка» (сетевая организация) и обществом (потребитель
электрической энергии) (т.3 л.д. 21) установлено, что питание электрических сетей
АЗС № 119 осуществляется от КТП-11.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 01.03.2013 между
ОАО «МРСК Волги» Чувашэнерго» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 20) установлено, что питание
электрических сетей АЗС № 152 осуществляется от опоры № 165, ВЛ-10кВ № 205
«КРС-2» от ПС- 110/10 «Кугеси».
Из акта разграничения балансовой принадлежности между ОАО «МРСК
Волги» Чувашэнерго» (сетевая организация) и обществом (потребитель
электрической энергии) (т. 3 л.д. 19) установлено, что питание электрических сетей
А79-14947/2018 8
АЗС № 127 осуществляется от подстанции ПС 110/35/10кВ «Цивильская», ВЛ-10
кВ № 18, опоры № 323.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 10.09.2008 б/н между
ОАО «МРСК Волги» Чувашэнерго» (представитель сетевой организации) и
Обществом (потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 18) установлено, что
питание электрических сетей АЗС №163 осуществляется от подстанции ПС
220/110/10кВ Тюрлема по ВЛ-10 кВ Чешлама.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 05.06.2009 № 5062
между ООО «Коммунальные технологии» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 17) установлено, что питание
электрических сетей АЗС №115 осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-231.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 24.12.2009 № 539
между ООО «Коммунальные технологии» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 16) установлено, что питание
электрических сетей АЗС №116 осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-91.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 15.03.2006 между
Юдинской дистанцией электроснабжения ГЖД (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 15) установлено, что питание
электрических сетей АЗС №138 осуществляется от КТП-5, КТП-39, РУ-0,4 кВ, ст.
Чебоксары - II.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 24.12.2012 между
ОАО «МРСК Волги» Чувашэнерго» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 14) установлено, что питание
электрических сетей АЗС № 153 осуществляется от ВЛ-0,4 кВ Ф-1 от КТП-20/160
кВА по ВЛ-10 кВ «Искра» от ПС 110/35/10 кВ «Шемурша».
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 17.06.2008 № 4275
между ООО "Коммунальные технологии" (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т.3 л.д. 13) установлено, что питание
электрических сетей АЗС № 120 осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-45.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 17.06.2008 № 4276
между ООО «Коммунальные технологии» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т. 3 л.д. 12) установлено, что питание
электрических сетей АЗС №121 осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-292.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 24.12.2009 № 540
между ООО «Коммунальные технологии» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) установлено, что питание электрических
сетей АЗС № 123 осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-64.
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 02.03.2005 между
Канашским РЭС ЮЭС (сетевая организация) и обществом (потребитель
электрической энергии) (т. 3 л.д. 10) установлено, что питание электрических сетей
АЗС № 150 осуществляется от ВЛ-10кВ «Кошноруй» от ПС 110/10 «Атнашево».
Из акта разграничения балансовой принадлежности от 12.05.2005 между МП
«Канашские Городские Электрические Сети» (сетевая организация) и обществом
(потребитель электрической энергии) (т.3, л.д. 9) установлено, что питание
электрических сетей АЗС № 161 осуществляется от РУ-0,4 кВ КТП-96.
Согласно протоколам осмотра от 08.12.2016 (т. 2 л.д. 64), составленным
совместно с государственным инспектором Приволжского Управления
А79-14947/2018 9
Ростехнадзора на территории Чувашской Республики Тимковым Р.В. исследовано
функциональное назначение спорных объектов и установлено:
-
объект имущества (инв. № 2007796/115) «Сети электроснабжения»
магистральная кабельная линия (КЛ) напряжением 0,4 кВ от ТП-231 до ВРУ АЗС
№ 115, предназначена для собственного потребления электроэнергии для АЗС №
115;
-объект имущества (инв. № 2007779 /115) «Внутриплощадочные сети
электроснабжения» суммарная мощность потребления до 50 кВ, предназначены
для функционирования работы АЗС № 115;
-объект имущества (инв. № 2005384/119) «Внутриплощадочные сети
электроснабжения» от ВРУ АЗС № 119 предназначены для собственного
электроснабжения оборудования АЗС №119. Электроснабжение осуществляется от
существующей подстанции завода 1 площадки ОАО «ЧЭАЗ» КТП 10 силовыми
кабелями.
Так, на основании проведенного осмотра установлено, что спорное
имущество используется для собственного потребления (функционирования
автозаправочных станций), функции по передаче энергии другим потребителям
данные объекты не выполняют, и элементами линий энергопередач не являются.
В ходе проверки правильности применения пониженной налоговой ставки по
налогу на имущество и в соответствии со статьей 90 Налогового Кодекса РФ
Инспекцией допрошен в качестве свидетеля инженер-энергетик технической
службы общества Демьянов Олег Георгиевич, составлен протокол допроса от
15.06.2017 № 1870 (т. 2 л.д. 50), который пояснил, что рассматриваемые объекты не
принимают участие в передаче энергии, а используются для осуществления
деятельности общества.
Из свидетельских показаний Хаймуллина В.Ю. (начальника службы учета
электроэнергии ООО «Коммунальные технологии») (протокол допроса свидетеля
от 26.09.2017 № 532) (т. 2 л.д. 59 ) следует, что оборудование общества не
предназначено для передачи электрической энергии, поскольку является
энергопринимающим и состоит из наружных сетей электроснабжения (кабельных
линий электропередачи), а также вводно-распределительных устройств, которые
отражены в актах разграничения балансовой принадлежности электроустановок и
эксплуатационной ответственности.
В ходе допроса Машанова Евгения Витальевича (начальника отдела
подключения и технологического присоединения к электрическим сетям ООО
«Коммунальные технологии») (протокол допроса свидетеля от 01.06.2018 № 3137)
(т. 2 л.д. 56) установлено что, оборудование общества является
энергопринимающим устройством, предназначенным для потребления
(использования) электрической энергии данным потребителем. В актах
разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной
ответственности четко определены границы разграничения балансовой
принадлежности электроустановок сетевой организации и потребителя. В актах
разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной
ответственности отражены энергопринимающие устройства данной организации,
которые состоят из наружных сетей электроснабжения (кабельных линий
электропередачи) и вводно-распределительных устройств.
Таким образом, указанные свидетели в отношении объектов основных
средств общества пояснили, что спорное имущество к имуществу (линии
А79-14947/2018 10
электропередачи, сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью
указанных объектов) по смыслу, придаваемому Постановлением, не относится, а
участвует только в распределении электрической энергии для собственных нужд
общества.
Следовательно, спорные основные средства (внутриплощадочные сети
наружного электроснабжения АЗС и трансформаторные подстанции) ООО
«Лукойл-Центрнефтепродукт» используются для нужд собственных
автозаправочных станций, а не для передачи электроэнергии иным субъектам (в
том числе потребителям электрической энергии).
В силу пункта 1 статьи 56 Кодекса налоговая льгота может быть установлена
только законодательством о налогах и сборах, то есть Кодексом и принятыми в
соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, законами
субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами
муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 1 Кодекса).
Исходя из наименования основных средств в перечне спорных объектов, все
они носят обозначения «внутриплощадочных сетей электроснабжения» и (или)
«освещение территории», либо «понижающая трансформаторная подстанция»,
указывающие на их функциональное предназначение, не направленное на передачу
электроэнергии.
Питание электроэнергией внутри района одной энергосистемы не может
рассматриваться в качестве процесса энергопередачи.
Следовательно, подача электроэнергии внутри АЗС от спорных объектов
основных средств к помещениям и производственным мощностям АЗС, не может
рассматриваться в качестве процесса энергопередачи, поскольку функциональное
предназначение спорных объектов основных средств заключается в обеспечении
деятельности этих помещений и производственных объектов.
Таким образом, на основании имеющихся в материалах камеральной
налоговой проверки документов Инспекцией сделан вывод о незаконном
применении заявителем налоговой ставки по налогу на имущество организаций в
размере 1,0 процента, установленной пунктом 3 статьи 380 Кодекса в отношении
спорных объектов.
Данные объекты, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 380 Кодекса
не относятся к линиям энергопередач, а также сооружениям, являющимся их
неотъемлемой технологической частью, поскольку в соответствии со
своим функциональным назначением не используются и не могут быть
использованы заявителем для передачи электрической энергии третьим лицам.
Довод общества о том, что спорное имущество используется для передачи
электрической энергии третьим лицам - ООО «Клиринг», ИП Прокашенкову Д.Н.
является необоснованным в виду следующего.
Исходя из предоставленных в материалы дела договоров аренды помещений
и земельных участков указанные объекты - часть нежилых помещений, нежилые
помещения на 2 этаже, земельный участок передавались обществом арендаторам в
целях осуществления торговли цветами, установки терминалов, организации
автомойки или пункта общественного питания.
Согласно положениям пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан
предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям
договора аренды и назначению имущества.
А79-14947/2018 11
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 10 информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», по
договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств: обязанность
арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему
имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за
пользование этим имуществом.
Следовательно, указанные объекты (помещения и участок) должны
обеспечиваться коммунальными ресурсами, необходимыми для использования
арендованного имущества по назначению, в том числе электроснабжением.
Таким образом, в рамках хозяйственных отношений с указанными
контрагентами обеспечение электроснабжения арендуемых помещений
осуществляется в рамках оказания арендных услуг по договорам аренды
помещений, земельного участка, а не услуг по энергопередаче (электропередаче) и
в связи с арендой линий электропередачи.
Соответственно выводы Инспекции в оспариваемом решении о занижении
налога на имущество организаций за 2014 год являются правомерными.
Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения использовал лишь
выводы эксперта, относящиеся к функциональной составляющей объектов
основных средств, а не к исследованию правовых вопросов.
руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 200 и 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации,
Решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный
суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в
кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний
Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого
арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд
отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух
месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления
арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики –
Чувашии.
Судья О.С. Кузьмина