Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора Ленинского района г.Смоленска к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
Установил:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска обратился в суд с административными исками к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах с URL-адресами http://devka-devka.ru, dosug-39.mobi/, http://penza.dosug.store, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенных прокуратурой проверок исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации проведен мониторинг Интернет-ресурсов и выявлены указанные сайты, на страницах которых размещена информация об оказываемых интимных услугах и их стоимости, тогда как размещение соответствующей информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и оказывает негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие несовершеннолетних, а названные Интернет-сайты до настоящего времени не включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Определением суда от 29.03.2019 административные дела по упомянутым выше административным искам прокурора Ленинского района г.Смоленска объединены в одно производство.
Представитель прокуратуры Ганина Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора по Смоленской области Федик О.О. не возражала против удовлетворения административных исков.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 названного Закона).
По правилам ч.1 ст. 9, ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании ч.ч.1, 3, 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Закона, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.3 ст. 1 КАС РФ; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Смоленска проведены проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которых проведен мониторинг Интернет-ресурсов и выявлены сайты с URL-адресами http://devka-devka.ru, dosug-39.mobi/, http://penza.dosug.store, на страницах которых размещена информация об оказываемых на территории г.Смоленска интимных услугах и их стоимости.
Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля; ознакомиться с содержанием названных Интернет-ресурсов и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. На страницах сайтов имеется информация для связи с целью предоставления за плату услуг интимного характера.
В настоящее время по используемым для размещения упомянутой информации сайтам в сети Интернет решение уполномоченного органа о запрете к распространению этой информации отсутствует; в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о названных сайтах не имеется.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.1 ст. 14 названного Закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно п.2 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних, включая сведения о возможности оказания за денежное вознаграждение сексуальных услуг.
Занятие проституцией и вовлечение в нее несовершеннолетних в Российской Федерации преследуется по закону.
Распространение информации, размещенной на указанных выше Интернет-сайтах, противоречит целям и задачам Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ, т.е. фактически является распространением запрещенной информации. Противоправный характер сведений, размещенных на упомянутом ресурсе в сети «Интернет», административным ответчиком при рассмотрении дела не оспаривался.
Поскольку признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации позволяет предотвратить дальнейшее распространение такой информации в РФ среди неопределенного круга лиц путем включения Роскомнадзором, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе, электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, соответствующих данных в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101), суд удовлетворяет заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах с URL-адресами http://devka-devka.ru, dosug-39.mobi/, http://penza.dosug.store, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов