Город Пермь
11 апреля 2019 года Дело № А50-1556/19
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Катаевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пастуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Тимсервис»
(ОГРН 1115904013829, ИНН 5904254752)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
(ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
о признании предписания недействительным в части,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Колчановой
Галины Степановны,
при участии:
от заявителя – Быценко Т.А. (доверенность от 09.01.2019, паспорт),
от заинтересованного лица – Погореловой Д.М. (доверенность от 09.01.2019
№12, удостоверение)
Установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тимсервис» (далее –
заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом
принятого судом уточнения требований – л.д. 60) о признании
недействительным предписания Инспекции государственного жилищного
надзора Пермского края (далее – заинтересованное лицо, инспекция)
от 30.11.2018 № 4131 в части пункта 1.
В судебном заседании представитель общества уточненные требования
поддержал. Считает, что обязанность по установке общедомовых приборов
учета (ОДПУ) лежит на управляющей организации, установка ОДПУ
ресурсоснабжающей организацией (РСО) имеет заявительный характер,
производится на основании соответствующего договора. Заявитель полагает,
что обжалуемое предписание не отвечает принципу исполнимости, так как не
содержит конкретных мероприятий по его устранению; его исполнение
повлечет для общества возникновение убытков, которые могут быть не
компенсированы собственниками дома.
Представитель заинтересованного лица с доводами общества не согласен
по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает на установленную законом
обязанность РСО по установке ОПУ с оплатой данной организации
соответствующих расходов лицами, не исполнившими в установленный срок
обязанность по оснащению домов приборами учета. Отклоняя доводы
заявителя, инспекция обращает внимание на документы, составленные в ходе
проведения внеплановой проверки, которые позволяют юридическому лицу
определить способ исполнения предписания и устранения выявленных
нарушений. Предписание не повлечет нарушения экономических прав
нарушителя, поскольку в случае установки ОПУ заявитель компенсирует
свои затраты за счет денежных средств собственников помещений, которые
предъявляются РСО к оплате равными долями в течение пяти лет с даты их
установки либо единовременным платежом.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ,
доводы и возражения сторон спора, имеющиеся в материалах дела
доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а
также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности,
суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствуют
правовым нормам и не нарушает законных прав заявителя, исходя из
следующего.
На основании распоряжения заместителя начальника инспекции от
28.11.2018 № 4131 (л.д. 84) в отношении общества проведена внеплановая
выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в коллективном
обращении жителей дома № 21 по ул. Чапаева г. Очёр Пермского края
(л.д. 77).
В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона
от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении
энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), в
частности, отсутствие прибора учета тепловой энергии МКД (общедомовой).
Указанный факт был отражен в акте проверки от 30.11.2018 № 4131 (л.д. 89).
30.11.2018 инспекция выдала предписание № 4131, которым возложила
на заявителя обязанность в срок до 01.03.2019 устранить выявленное
нарушение (л.д. 15).
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в
арбитражный суд с требованием о признании предписания
недействительным в части пункта 1.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой
акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух
условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного
правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у
органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,
возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания
государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у
органа, выдавшего предписания, соответствующих полномочий; оценивается
соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается
наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее – ЖК РФ), Положением об Инспекции государственного
жилищного надзора Пермского края, утвержденным Постановлением
Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, оспариваемое
предписание выдано уполномоченным государственным органом в пределах
предоставленных ему полномочий.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые,
потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с
применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании
данных о количественном значении энергетических ресурсов,
произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи
приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской
Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии,
теплоносителя» (далее - Постановление № 1034) коммерческий учет
тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов
учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе
балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором
поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором
оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена
иная точка учета.
В п. 12 Постановления № 1034 указано, что в случае если одна из сторон
договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить
прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора
обязана в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по
договору.
В заявлении общество указывает на то, что ответственным за оснащение
многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета является
управляющая компания.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным
домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия
проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в
многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным
имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам,
проживающим в таком доме
Подпунктом «к» п. 11 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006
№491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме» (далее – Правила № 491) общее имущество должно
содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации в состоянии, обеспечивающем возможность установки и ввода в
эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и
горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также
их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка
приборов учета и т.д.).
В соответствии с пп. е(1) п. 2 раздела I Правил № 491, в состав общего
имущества, в том числе включаются: автоматизированные информационно-
измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг,
в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета,
устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора,
хранения и передачи данных учета), в случаях, если они установлены за счет
собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках
исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с
требованиями Закона № 261-ФЗ.
Частью 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ определено, что производимые,
передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат
обязательному учету с применением приборов учета используемых
энергетических ресурсов.
Из системного анализа положений законодательства следует, что
проведение мероприятий по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности многоквартирного дома является
обязательным не только для собственников помещений в МКД и
управляющей компании, обслуживающей МКД, но и для РСО.
В силу ч. 9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые
осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией,
электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического
обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям,
входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов,
подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению
приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны
осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов
учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или
передачу которых они осуществляют.
Так ч. 5 ст. 12 Закона № 261-ФЗ установлено, что организация,
осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного
дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в
год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома,
группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении
помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей
степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в
многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению
энергетической эффективности их использования.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ до 01.07.2013 (в отношении
объектов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 указанной статьи закона, в части
оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии,
электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов
коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды,
тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и
общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды,
электрической энергии), организации, указанные в ч. 9 названной статьи,
обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых
энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых
указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое
оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им
сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение
требований ч.ч. 3-6.1 и 8 указанной статьи закона не были оснащены
приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный
срок.
После 01.07.2013 (в отношении предусмотренных ч.ч. 5 и 6 названной
статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу
указанного Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения
их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической
энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными
(общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии,
электрической энергии, а также индивидуальными общими (для
коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической
энергии), положения настоящей части должны выполняться во всех случаях
выявления указанными организациями фактов нарушений установленных
названной статьей требований об учете используемых энергетических
ресурсов с применением приборов их учета, и неустранении таких
нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их
выявления.
В случае неисполнения собственниками помещений многоквартирного
дома обязанности по оснащению домов приборами учета, а равно по
устранению нарушений требований к работе по учету энергетических
ресурсов, такие действия должны быть совершены ресурсоснабжающей
организацией (как стороной договора теплоснабжения) с возмещением
собственниками помещений многоквартирного дома расходов, понесенных
ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета.
Из представленных в материалы дела документов, пояснений общества
следует, что заявителем не были осуществлены какие-либо действия по
установке общедомового прибора учета тепловой энергии дома № 21 по
ул. Чапаева г. Очёр Пермского края, в том числе направление собственникам
жилого дома предложения по оснащению приборами учета используемых
энергетических ресурсов.
Довод заявителя о том, что установка ОПУ имеет только заявительный
характер, не соответствует п. 10 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, обязывающим РСО
установить ОПУ ввиду не исполнения в установленный срок требований
закона по оснащению данных объектов приборами учета используемых
энергетических ресурсов.
Довод общества о неисполнимости обжалуемого предписания судом
рассмотрен и отклонен на необоснованностью.
Довод о нарушении экономических интересов общества, возможных
убытках, также подлежит отклонению.
В соответствии с абз. 2 п. 38(1) Правил № 491 счета на оплату расходов
на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием
общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов
на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник
помещения, выставляются собственникам помещений организацией,
осуществившей в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установку
коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку
коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет
собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей
собственности на общее имущество.
Таким образом, РСО, осуществившая оснащение многоквартирных
жилых домов приборами учета, вправе взыскать напрямую с собственников
помещений многоквартирного жилого дома денежные средства в
возмещение своих расходов на установку коллективного (общедомового)
прибора учета путем выставления соответствующих счетов, в случае, если
данные расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт
общего имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств у суда отсутствуют
правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, обжалуемое предписание соответствует закону и не
нарушает права и законные интересы заявителя, совокупность
предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания
недействительным судом не установлена и не подтверждена материалами
дела.
Поскольку судом принимается решение об отказе в удовлетворении
заявленных требований, понесенные заявителем расходы по уплате
государственной пошлины при подаче заявления в суд, относятся на
общество (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
При обращении в арбитражный суд заявитель предъявил платежное
поручение № 1605 от 26.12.2018, по которому была уплачена
государственная пошлина в сумме 6000 руб. В связи с тем, что
государственная пошлина по настоящему делу составляет 3000 руб.,
оставшаяся сумма подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Пермского края
Решил:
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Тимсервис»
(ОГРН 1115904013829, ИНН 5904254752) из федерального бюджета
государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей, излишне
уплаченную по платежному поручению № 1605 от 26.12.2018.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного
производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный
суд Пермского края.
Судья М.А. Катаева