Село Майя 11 апреля 2019 года
Мегино – Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тарбахова К.И.,
при секретаре судебного заседания Васильевой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Мегино – Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Евстафьевой С.Д.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования «» о признании незаконным бездействие администрации в части не принятие мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на общественное кладбище,
Установил:
Прокурор Мегино – Кангаласского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «» (далее – МО «»), в обоснование указав, что по результатам прокурорской проверки соблюдения законодательства о решении вопросов местного значения сельского поселения, в части содержания мест захоронения, установлено, что на территории МО «» имеются общественные кладбища: «», площадью кв.м., «», площадью кв.м., право муниципальной собственности на земельные участки которых, не зарегистрировано в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с этим просит суд признать бездействие администрации МО «» незаконным и возложить обязанность в 6-месячный срок оформить право собственности на данные общественные кладбища.
В судебном заседании административный истец - прокурор иск поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «» не явился, надлежащим образом извещен о дне и времени рассмотрения дела, в своем ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ просит суд рассмотреть дело без их участия.
Суд, изучив требования прокурора и материалы дела приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ № 8) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Также в соответствии с ч. 3 предусмотрено, что на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Также ч. 6 предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч. 7 - государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Распоряжением районной администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» РС(Я) № от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно переданы объекты (кладбища) муниципальной собственности МР «Мегино-Кангаласский улус» в муниципальную собственность МО «» (л.д. 11-12)
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а именно информацией, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я) и ответом администрации МО «», администрация МО «», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию права на земельные участки под общественные кладбища не зарегистрировала, что является нарушением исполнения законодательства о решении вопросов местного значения сельского поселения, а именно в части содержания мест захоронения.
Подобное нарушение может привести к обезличиванию территории кладбища, прав граждан на благоприятную среду при осуществлении захоронений умерших, имеющим особый санитарный режим использования и порядок предоставления, также дальнейшему определению балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду (при неприятии должных мер по содержанию кладбища).
При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по требованию прокурора – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Административное исковое заявление прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования «» о признании незаконным бездействие администрации в части не принятие мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на общественное кладбище, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» в части не принятие мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на общественные кладбища – незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению право собственности на общественные кладбища «», площадью кв.м., «», площадью кв.м.
Об исполнении решения по настоящему административному делу сообщить в суд и в прокуратуру Мегино – Кангаласского района Республики Саха (Якутия).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 11 апреля 2019 года.
Судья К.И. Тарбахов