11 апреля 2019 г. г. Астрахань
Судья Кировского суда г. Астрахани Синёва И.З., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоВтор» (далее ООО «ЭкоВтор») ОГРН 1103455001748, ИНН/КПП 3403027868/340301001, юридический адрес: 403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Автомобилистов, 9/ адрес местонахождения: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Установил:
В адрес управления росприроднадзора по Астраханской области из управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций 24.01.2019Г. поступило обращение от гражданина по факту неприятного запаха нефтепродуктов, в результате осуществления деятельности по перекачке мазута от предприятия, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А.
30.01.2019г. в рамках рассмотрения обращения, Управлением был осуществлен рейдовый осмотр, в ходе которого было установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляет свою деятельность предприятие ООО «ЭкоВтор», находящееся в непосредственной близости от жилых домов, запах от нефтепродуктов распространяется на расстояние до 1500 м., что создает неблагоприятные условия проживания жителям близлежащих домов. Привлеченными специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» были отобраны пробы атмосферного воздуха и пробы почвы для проведения количественного химического анализа (далее по тексту - КХА).
По результатам проведенного инструментально-аналитического контроля на точках, расположенных на границе санитарно-защитной зоны ООО «ЭкоВтор» с подветренной стороны, и сравнения полученных результатов с гигиеническими нормативами, согласно полученным протоколам испытания №8к от 04.02.2019г., установлено превышение ПДК в Т.1 (с географическими координатами № 48.275025 Е° 46.177099) : толуола- в 2,8 раза, п-ксилола — в 4,6 раза, о-ксилола -— в 3,7 раза, этилбензола — в 6,5 раза; в Т.2 (у западной границы площадки предприятия с с географическими координатами № 48.275094 Е° 46.177199): толуола — в 8,6 раза, п-ксилола — в 10,6 раза, о-ксилола — в 9,4 раза, этилбензола — в 7,5 раза; в Т.З (у юго-западной границы площадки предприятия с географическими координатами № 48.274661 Е° 46.776931): толуола — в 1,3 раза, м-ксилола- в 6,1 раза, о-ксилола -в 3,9 раза, этилбензола — в 5,5 раза.
Установленные превышения ПДК веществ: толуола, п-ксилола, о-ксилола, этилбензола может быть следствием несоблюдения экологических требований при эксплуатации предприятия, что является нарушением требований природоохранного законодательства.
Определением от «05» февраля 2019г. №06-059/2019 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведение административного расследования в отношении ООО «ЭкоВтор» по факту превышения ПДК веществ на границе санитарно-защитной зоны ООО «ЭкоВтор»: толуола, п-ксилола, о-ксилола, этилбензола.
В ходе административного расследования установлено следующее.
ООО «ЭкоВтор» является юридическим лицом и осуществляет свою основную деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника ООО «ЭкоВтор» № 2 от 21.02.2012 года.
Согласно пп. 7.2, п. 7 Устава № 2 ООО «ЭкоВтор» осуществляет следующие виды деятельности:
оптовая торговля;
оптовая торговля отходами и ломом;
транспортная обработка грузов и хранение;
хранение и складирование;
производство нефтепродуктов;
обработка неметаллических отходов и лома.
Основным видом деятельности ООО «ЭкоВтор», согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07.01.2019г. № ЮЭ9965-19-13277159, является оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Согласно представленной проектной документации ООО «ЭкоВтор», было установлено, что у ООО «ЭкоВтор» в результате деятельности образуется 18 видов отхода I- IV класса опасности.
В ходе проведения административного расследования в отношении ООО «ЭкоВтор» 07.02.2019г. был осуществлен осмотр территории и помещений, принадлежащих юридическому лицу ООО «ЭкоВтор» по адресу места осуществления основного вида деятельности (нефтебаза): 416503, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А, по результатам которого было зафиксировано накопление отходов, а именно: у трубы котельной (источник №0005, согласно проекту ПДВ ООО «ЭкоВтор») - зола от сжигания; в люке (3,5 м от трубы котельной ООО «ЭкоВтор») - жидкий отход; в люке ( 2 м от трубы котельной ООО «ЭкоВтор») - жидкий отход; у нефтеловушек - грунт загрязненный нефтепродуктами; на почве у источника №00011 (согласно проекту ПДВ) - спецодежда и спецобувь, утратившая свои потребительские свойства, загрязненная нефтепродуктам, что подтверждается протоколом осмотра территории помещений, принадлежащих юридическому лицу ООО «ЭкоВтор» от 07.02.2019г., фототаблицей, протоколом от бора (измерения) проб № 126 от 07.02.2019г.
Кроме того, в ходе вышеуказанного осмотра территории и помещений, принадлежащих юридическому лицу ООО «ЭкоВтор» по адресу места осуществления основного вида деятельности (нефтебаза): 416503, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А, привлеченными специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области были отобраны пробы отходов на определение класса опасности, согласно протоколу отбора (измерений) отхода от 07.02.2019г. № 126, протоколу биотестирования отхода от 25.02.2019г. № 105гк и экспортному заключению от 25.02.2019г. №89 отобранные отходы отнесены к III - V Классу опасности.
Согласно протоколу биотестирования отхода от 25.02.2019г. № 105г и экспертному заключению от 25.02.2019г. №89 отход у трубы котельной (источник №0005, согласно проекту ПДВ) «зола сжигания» имеет значения pH при разбавлении водной вытяжки в 80 раз - 5,0 и относится к III классу опасности для окружающей природной среды. Данный отход образуется в результате эксплуатации котельной, деятельность которой подтверждается справкой ООО «ЭкоВтор» от 2019г. о количестве израсходованного мазута на работу собственной паровой котельной в количестве 397 топи, а также сведениями по отчету 2-ТП (воздух) за 2018г., согласно которым юридическим лицом ООО «ЭкоВтор» осуществлялся выброс загрязняющих веществ «мазутной золы теплоэлектростанции (пересчете на ванадий)» в количестве 0,091т., «углерода (сажи)» в количестве 1, 067т. в результате работы источника выбросов № 0005 «Труба вытяжная котельной», что подтверждается действующим проектом ПДВ от 2017 г., разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 27.09.2017 г. №7790/647.
В судебном заседании представители ООО «ЭкоВтор» просили прекратить производство по делу об административном правонарушении, ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к ним.
Представитель административного органа, полагала, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В силу статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В адрес Управления Росприроднадзора по Астраханской области из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций 24.01.2019г. поступило обращение от гражданина по факту неприятного запаха нефтепродуктов, в результате осуществления деятельности по перекачке мазута от предприятия, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А.
Согласно представленной проектной документации ООО «ЭкоВтор», установлено, что у ООО «ЭкоВтор» в результате деятельности образуется 18 видов отхода I- IV класса опасности.
Определением от «05» февраля 2019г. №06-059/2019 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведение административного расследования в отношении ООО «ЭкоВтор» по факту превышения ПДК веществ на границе санитарно-защитной зоны ООО «ЭкоВтор»: толуола, п-ксилола, о-ксилола, этилбензола.
В ходе административного расследования установлено следующее.
ООО «ЭкоВтор» является юридическим лицом и осуществляет свою основную деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника ООО «ЭкоВтор» № 2 от 21.02.2012 года.
Согласно пп. 7.2, п. 7 Устава № 2 ООО «ЭкоВтор» осуществляет следующие виды деятельности:
оптовая торговля;
оптовая торговля отходами и ломом;
транспортная обработка грузов и хранение;
хранение и складирование;
производство нефтепродуктов;
обработка неметаллических отходов и лома.
Основным видом деятельности ООО «ЭкоВтор», согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07.01.2019г. № ЮЭ9965-19-13277159, является оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Согласно представленной проектной документации ООО «ЭкоВтор», было установлено, что у ООО «ЭкоВтор» в результате деятельности образуется 18 видов отхода I- IV класса опасности.
В ходе проведения административного расследования в отношении ООО «ЭкоВтор» 07.02.2019г. был осуществлен осмотр территории и помещений, принадлежащих юридическому лицу ООО «ЭкоВтор» по адресу места осуществления основного вида деятельности (нефтебаза): 416503, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А, по результатам которого было зафиксировано накопление отходов, а именно: у трубы котельной (источник №0005, согласно проекту ПДВ ООО «ЭкоВтор») - зола от сжигания; в люке (3,5 м от трубы котельной ООО «ЭкоВтор») - жидкий отход; в люке ( 2 м от трубы котельной ООО «ЭкоВтор») - жидкий отход; у нефтеловушек - грунт загрязненный нефтепродуктами; на почве у источника №00011 (согласно проекту ПДВ) - спецодежда и спецобувь, утратившая свои потребительские свойства, загрязненная нефтепродуктам, что подтверждается протоколом осмотра территории помещений, принадлежащих юридическому лицу ООО «ЭкоВтор» от 07.02.2019г., фототаблицей, протоколом от бора (измерения) проб № 126 от 07.02.2019г.
Кроме того, в ходе вышеуказанного осмотра территории и помещений, принадлежащих юридическому лицу ООО «ЭкоВтор» по адресу места осуществления основного вида деятельности (нефтебаза): 416503, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А, привлеченными специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области были отобраны пробы отходов на определение класса опасности, согласно протоколу отбора (измерений) отхода от 07.02.2019г. № 126, протоколу биотестирования отхода от 25.02.2019г. № 105гк и экспортному заключению от 25.02.2019г. №89 отобранные отходы отнесены к III - V Классу опасности.
Согласно протоколу биотестирования отхода от 25.02.2019г. № 105г и экспертному заключению от 25.02.2019г. №89 отход у трубы котельной (источник №0005, согласно проекту ПДВ) «зола сжигания» имеет значения pH при разбавлении водной вытяжки в 80 раз - 5,0 и относится к III классу опасности для окружающей природной среды. Данный отход образуется в результате эксплуатации котельной, деятельность которой подтверждается справкой ООО «ЭкоВтор» от 2019г. о количестве израсходованного мазута на работу собственной паровой котельной в количестве 397 топи, а также сведениями по отчету 2-ТП (воздух) за 2018г., согласно которым юридическим лицом ООО «ЭкоВтор» осуществлялся выброс загрязняющих веществ «мазутной золы теплоэлектростанции (пересчете на ванадий)» в количестве 0,091т., «углерода (сажи)» в количестве 1, 067т. в результате работы источника выбросов № 0005 «Труба вытяжная котельной», что подтверждается действующим проектом ПДВ от 2017 г., разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 27.09.2017 г. №7790/647.
Согласно экспертному заключению эксперта Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Астраханской области» по отнесению к классу опасности для окружающей природной среды (биотестирования) от 25 февраля 2019 года, отобранная 07 февраля 2019 года проба отхода № 76 может быть отнесена к III классу опасности негативного воздействия на окружающую среду; пробы отходов № 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84 могут быть отнесены к IV классу опасности негативного воздействия на окружающую среду; проба отхода № 85 может быть отнесена к V классу опасности негативного воздействия на окружающую среду.
В связи с отсутствием у ООО «ЭкоВтор» паспортов отходов на отход «зола от сжигания и жидкий отход», по III, IV классу опасности, в отношении общества 15 марта 201 года составлен протокол по делу об административном правонарушении № 06-194/2019.
Согласно протоколу, ООО «ЭкоВтор» в период с 07 февраля 2019 года по настоящее время (протокол составлен 15 марта 2019 г.) осуществляло деятельность, связанную с образованием и накоплением отходов в виде зола от сжигания и жидкий отход, в местах (на площадках) накопления отходов по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2А, в отсутствие паспорта отходов I-IV классов опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года (далее Федеральный закон № 89-ФЗ).
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу статьи 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 № 536.
Согласно пункту 1 данного приказа критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов.
В силу пункта 3 Приказа № 536 критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются: степень опасности отхода для окружающей среды; кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
Пунктом 15 Приказа № 536 установлено, что для определения класса опасности отхода применяется: либо Критерий (1) - степень опасности отхода для окружающей среды (К), либо Критерий (2) - кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
Исключение из этого общего правила о возможности определения класса опасности отхода либо по Критерию (1) - степень опасности отхода для окружающей среды (К), либо Критерию (2) - кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (на выбор), установлена пунктом 16 Приказа № 536.
Согласно пункту 16 Приказа № 536 для установления классов опасности отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм3), применяется только Критерий (2).
Пункт 17 Приказа № 536 регламентирует вопрос определения класса опасности в случае, если на основании применения Критерия (1) получен V класс опасности. Только в этом случае для подтверждения данного класса опасности проводится проверка с применением Критерия (2). При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) и применения Критерия (2), устанавливается класс опасности отхода на основании Критерия (2).
Как видно из приведенных правовых норм, действующее правовое регулирование устанавливает общее для всех отходов правило для определения класса опасности отхода. Применяется: либо Критерий (1) либо Критерий (2) на выбор индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. Критерий (2) применяется в обязательном порядке только в отношении отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями и т.д., а также если на основании применения Критерия (1) получен V класс опасности и в процессе его подтверждения с применением Критерия (2) значение класса опасности не совпало.
Для квалификации совершенного деяния по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, необходимо установить класс опасности накапливаемого ООО «ЭкоВтор» отхода.
В соответствии с частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы, которое должно содержать сведения, предусмотренные частью 2 статьи 26.4 Кодекса.
Определение класса опасности отхода требует специальных познаний.
Однако материалы дела свидетельствуют о том, что экспертиза по административному делу по определению класса опасности отобранной пробы отхода производилось экспертом Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Астраханской области» на основании заявки административного органа. Определения о назначении экспертизы в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не выносилось.
ООО «ЭкоВтор» с этой заявкой до проведения экспертизы не ознакомлено, данных о том, что обществу разъяснились права, в том числе, право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта, в материалах дела не имеется.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также сведений о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, как это предусмотрено в абзаце 2 части 2 статьи 26.4 Кодекса.
Как пояснил в суде представитель административного органа, эксперту, проводившему экспертизу, права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснялись, данный эксперт не предупреждался об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым предварительно не разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 Кодекса, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Допущенные по настоящему делу об административном правонарушении нарушения порядка назначения и проведения экспертизы являются существенными, в связи с чем заключение экспертизы от 25 февраля 2019 года не может быть признано допустимым доказательством.
Иных доказательств по делу не имеется.
Соответственно, имеющимися в деле доказательствами вина ООО «ЭкоВтор» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказана.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «ЭкоВтор» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку в действиях ООО «ЭкоВтор» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Эковтор" прекратить по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- отсутствие состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное постановление изготовлено 11 апреля 2019 г.
Судья И.З. Синёва