Поступило в суд: 03.04.2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2019 года с.Венгерово.
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Ламоновой С.Ю.
с участием помощника прокурора Венгеровского района Новосибирской области Дуко А.А.
При секретаре Лещинской И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора к Администрации Венгеровского сельского совета об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
Установил:
обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 22 части первой статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Закона о местном самоуправлении не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
В нарушение указанных требований Закона, на территории муниципального образования Венгеровского сельсовета до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В связи, с чем прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Венгеровского сельсовета создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора Дуко А.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объёме.
Представитель администрации Венгеровского сельсовета - Глава администрации Венгеровского сельсовета Якобсон П.Р. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признал.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту Закон), супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
оформление документов, необходимых для погребения;
предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требования-1, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В пункте 2 данной статьи Закона закреплено положение о том, что вышеуказанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пункт 3 этой же статьи закона гласит, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Закона о местном самоуправлении не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
В силу положений статей 9, 25, 29 вышеназванного Закона именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 25,29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.1.1,2.1.3 национального стандарта «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст указывает, что неисполнение органом местного самоуправления предоставленного ему полномочия в виде создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, свидетельствует об уклонении органа местного самоуправления от разрешения отнесенных к его ведению вопросов местного значения.
Отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории муниципального образования Венгеровского сельсовета , нарушает права жителей поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.
В развитие указанных положений пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" предусматривает оказание специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 2 приведенного Указа установлена, в том числе обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.
Таким образом, институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета.
Анализ приведенных норм права в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Ответчик признал исковые требования. В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия, предусмотренные ст. ст. 39, 173, ч.4 ст. 198 ГПК РФ ответчику разъяснены.
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учётом изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, районный суд,
Решил:
Исковое заявление прокурора к Администрации Венгеровского сельского совета об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела- удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Венгеровского сельсовета создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, через Венгеровский районный суд, в течение одного месяца.
Судья: С.Ю. Ламонова