24RS0024-01-2019-001038-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Благеревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахатовой РФ к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» о взыскании заработной платы,
Установил:
Ахатова Р.Ф. обратилась в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она принята на работу в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» уборщиком. Заработная плата начислялась ей и выплачивалась с нарушением требований закона, а именно ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия за период с января по декабрь 2018г. В связи с тем, что по заболеванию она часто находилась на больничном, просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за февраль, апрель, май, июнь, июль в сумме 12534,60 руб.
В судебное заседание истец Ахатова Р.Ф. не явилась, уведомлена лично о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика МБОУ СОШ №21 г. Канска Креминский С.В. в судебное заседание не явился, возражений по иску не предоставил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Заявил о применении последствий пропуска сроков давности к требованиям за 2017 год.
Представитель третьего лица администрации г. Канска в суд не явился, возражений по иску не предоставил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, Ахатова Р.Ф. принята 01.06.2007 на работу в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 21 уборщиком служебных помещений, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией трудовой книжки, Ахатовой Р.Ф. установлен оклад и северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30%. Дополнительным соглашением от 09.01.2018 установлен оклад 2552 руб.
Судом установлено, что работодателем МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Канска заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию. Сумма недоначисленной заработной платы за период за февраль, апрель, май, июнь, июль составит 14836,65 руб. исходя из следующего расчета:
За отработанные 151 час в феврале 2018 года в размере 4166,40 рублей: 15182,40 руб./151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) * 151 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено).
За отработанные 140 часов в апреле 2018 года: 15182,40 руб./167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 140 час. (отработано работником) = 12727,76 руб. (должно быть начислено). Фактически начислено согласно расчетному листку 13428,55 руб.
За отработанные 159 часов в мае 2018 года в размере 6697,80 рублей: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 159 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено без учета отпускных).
За отработанные 159 часов в июне 2018 года в размере 3156,80 рублей: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 159 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 14704 руб. (фактически начислено без учета отпускных).
За отработанные 119 часов в июле 2018 года в размере 815,65 рублей: 17860,80 руб./176 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 119 час. (отработано работником) = 12076,34 руб. (должно быть начислено) – 11261,07 руб. (фактически начислено).
Таким образом, недоначисленная истцу заработная плата в период за период февраль, апрель, май, июнь, июль 2018 составила 14836,65 руб.
Ходатайство представителя ответчика о применении последствий пропуска сроков исковой давности к требованиям за 2017 год суд полагает необоснованным, поскольку таких требований не предъявлялось.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» в пользу Ахатовой Р.Ф. подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период за период февраль, апрель, май, июнь, июль 2018 года в размере 14836,65 руб.
На основании п. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истицей понесены затраты на оплату услуг по составлению искового заявления 1000 рублей, которые подтверждены документально. Разрешая вопрос взыскании расходов на оплату услуг по составлению искового заявления, учитывая отсутствие возражений ответчика, исходя из сложности дела, с учетом требований разумности, справедливости и соразмерности, средней стоимость услуг по составлению подобных исковых заявлений, суд считает, что расходы на оплату услуг представителя по составлению иска в сумме 1000 рублей произведены в разумных пределах подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 593 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования Ахатовой РФ к МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Канска о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Канска в пользу Ахатовой РФ задолженность по заработной плате за период за период февраль, апрель, май, июнь, июль 2018 в размере 14836,65 руб., расходы по оплате услуг по составлению искового заявления 1000 руб.
Взыскать с МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Канска в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 593 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня оглашения.
Судья А.Н. Аксютенко