ГОСТ 20991-75 С. 6
3.10. После окончания моторных испытаний проводят указанные ниже операции:
3.10.1. Волу из системы охлаждения двигателя сливают.
3.10.2. Отработанное масло из центрифуги и масляного картера сливают и взвешивают.
3.10.3. Двигатель частично разбирают, снимая головку цилиндра, ротор центрифуги, поршень
с поршневыми кольцами, шатун с вкладышами, толкатели клапанов; с головки цилиндра снимают
клапаны.
3.11. Ротор центрифуги с отложениями взвешивают с погрешностью не более 1,0 г, затем
отложения удаляют.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.12. Подвижность поршневых компрессионных колеи оценивают по табл. 7, после этого
кольца с поршня снимают.
3.13. Поршень, поршневые кольца, шатунные вкладыши и толкатели клапанов ополаскивают
в бензине, используемом при проведении испытаний.
Внутренние полости двигателя, масляный картер и ротор центрифуги промывают бензином
для удаления шлама.
3.14. В канавках и на перемычках поршня, где имеются отложения нагара, проводят измерение
толщины слоя отложений с погрешностью не более 0.05 мм (нутромером, микрометром или другим
инструментом, обеспечивающим указанную точность измерения).
Определяют твердость отложений в канавках и на перемычках поршня по габл. 9 с помощью
графитных карандашей «Конструктор*. Для этого карандаш затачивают, не затрагивая графитной
вставки, которую затем обрезают по плоскости, перпендикулярной к ее боковой поверхности, так,
чтобы дтина графитной вставки была 4—6 мм. Острой кромкой, образованной основанием и
боковой поверхностью графитной вставки, проводят в направлении стороны заточки по поверхности
отложений.
3.15. Проводят оценку загрязненности канавок, перемычек и юбки поршня, а также внутрен
ней поверхности головки поршня.
3.16. 3.17. (Исключены, Изм. № 2).
3.18. (Исключен, Изм. № 1).
3.19. Углеродистые отложения удаляют с поршня и поршневых колец по п. 2.15.
3.20. Поршневые кольца и шатунные вкладыши (каждую деталь в отдельности) взвешивают с
погрешностью не более 0.001 г.
3.21. (Исключен, Изм. № I).
3.22. Установку к последующим испытаниям подготавливают по разд. 2.
3.23. Последовательность проведения испытаний масел следующая:
- эталонное масло М-10В,;
- испытуемое масло (четыре испытания).
Испытание эталонного маета проводят по режиму, указанному втабл. 5, при расходе картерных
газов 8—18 дм’/мин. Суммарный балл оценки степени загрязнения поршня, определяемый в
соответствии с разд. 4. должен быть не менее 5 и не более 7 баллов. При отклонении от
указанных значений устраняют причины отклонений и снова проводят контроль установки.
3.24. Испытания образцов масел проводят последовательно на одном и том же комплекте
цилиндропоршневой группы до тех пор, пока размеры основных деталей не превысят значений,
указанных в табл. I, или прорыв картерных газов на «холодном» или «горячем* режиме не достигнет
25 дм3/мнн.
Средние значения прорыва картерных газов для каждого испытания в серии по абсолютной
величине не должны отличаться между собой более чем на 2 дм3/мин.
3.23, 3.24. (Измененная редакция, Изм. № 2).
3.25. (Исключен, Изм. № 1).
3.26. (Исключен, Изм. № 2).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1.Оценку склонности испытуемого масла к образованию отложений при высоких темпера
турах проводят сравнением оценки суммарной степени загрязнений поршня нагаро- и лакоотложе-
ниями (степени подвижности компрессионных колеи и суммарной загрязненности кольцевых
поршневых канавок, перемычек между кольцевыми поршневыми канавками и юбки поршня) в
баллах, с предельными нормами на этот показатель (п. 4.5).
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
135