ГОСТ Р 54735—2021
5
5.4 Требования к специалисту по социальной работе
Специалист по социальной работе должен:
5.4.1 Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику социальной работы; основ-
ные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы, постановления на фе-
деральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты
населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный
опыт практической социальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий
населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные тра-
диции.
5.4.2 Выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, нуждающихся в предоставлении им реабилитационных и абилитационных услуг раз-
личных видов, осуществлять социальный патронаж.
5.4.3 Содействовать активизации потенциала собственных возможностей инвалидов, расшире-
нию масштабов самопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными инва-
лидами.
5.4.4 Проводить консультации по различным вопросам, связанным с предоставлением реабили-
тационных и абилитационных услуг.
5.4.5 Оказывать содействие инвалидам — клиентам учреждения в улучшении социально-эконо-
мических условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации.
5.4.6 Организовывать работу, направленную на избавление инвалидов — клиентов учреждения от
алкогольной и токсической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей-инвалидов в проти-
воправную деятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам.
5.4.7 Содействовать организации социального патронажа детей-инвалидов, склонных к противо-
правным действиям.
5.4.8 Осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых реабилитационных и аби-
литационных услуг, прогнозировать перспективы их развития.
5.4.9 Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию.
5.4.10 Участвовать в работе по привлечению средств спонсоров.
5.4.11 Организовывать и осуществлять социальный патронаж инвалидов.
5.5 Требования к психологу
Психолог должен:
5.5.1 Иметь соответствующее образование; знать основы психологии личности, обладать знани-
ями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопро-
филактики, консультативной психологии, профориентационной работы; знать методы психологического
обслуживания населения, основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в об-
ласти социальной защиты населения.
5.5.2 Обеспечивать психологическую защищенность инвалидов — клиентов учреждения, предо-
ставлять им социально-психологические услуги в соответствии со своей специализацией.
5.5.3 Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт инвалидов — кли-
ентов учреждения:
а) формировать психологическую культуру клиентов;
б) осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психологическую помощь
в преодолении конфликтов;
в) оказывать психологическую помощь клиентам в адаптации к изменяющимся социально-эко-
номическим условиям жизни, в мобилизации творческих, интеллектуальных, духовных и физических
ресурсов инвалидов;
г) проводить профилактическую исследовательскую и методическую работу в области психо-
логии;
д) использовать в своей работе научные методы и технологии психологической диагностики, ана-
лиза, консультирования и коррекции инвалидов;
е) соблюдать принципы и нормы профессиональной этики.
5.5.4 Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов на трудовую
деятельность работников учреждения.