ГОСТ Р 14.12—2006
5 Стратегические расчеты
5.1 Общие вопросы
В данном разделе представлены некоторые из применяемых стратегических расчетов, которые
организация делает при интегрировании экологических аспектов в проектирование и разработку про
дукции. Предварительно необходимо рассмотреть цели такого интегрирования (раздел 4) в контексте
существующих политик, стратегий и структуры организации. Существующие политики или стратегии
могут дать четкое направление к интегрированию экологических аспектов в проектирование и разра
ботку продукции.
5.2 Организационные вопросы
Необходимо рассмотреть следующие экологические вопросы, которые могут иметь экономичес
кое и экологическое значения для организации. Применение экологических вопросов определяется
общими целями организации в отношении:
- деятельности конкурентов;
- потребностей, требований и запросов потребителей;
- деятельности поставщиков;
- взаимодействия с инвесторами, финансовыми органами, страховыми организациями идругими
посредниками;
- экологических аспектов организации и ее воздействий на окружающую среду;
- деятельности регулирующих и законодательных органов;
- деятельности промышленных и предпринимательских ассоциаций.
5.3 Вопросы, связанные с продукцией
Организации, которые интегрируют экологические аспекты в проектирование и разработку про
дукции. обычно рассматривают следующие вопросы, связанные с продукцией:
а) раннее интегрирование, т. е. рассмотрение экологических аспектов на ранней стадии процес
сов проектирования и разработки продукции:
б) жизненный цикл продукции, т. е. анализ продукции от приобретения сырья до конца срока
службы (рисунок 1)
в) функциональность, т. е. насколько продукция соответствует цели, для которой она предназ
начена с точки зрения пригодности, эксплуатационной долговечности, внешнего вида и др.;
г) концепцию множества критериев, т. е. рассмотрение всех соответствующих экологических
аспектов и воздействий на окружающую среду;
д) компромиссы, т. е. поиск оптимальных решений.
Более подробно эти вопросы рассмотрены в 7.3.
5.4 Коммуникации
Стратегия коммуникаций является неотъемлемой частью процесса внедрения экологических
аспектов в проектирование и разработку продукции. Эффективная стратегия распространяется на
внутреннюю и внешнюю коммуникации.
Внутренняя коммуникация может включать в себя предоставление информации работникам по:
- политике организации;
- воздействиям продукции на окружающую сроду;
- подготовительным курсам по экологическим вопросам, программам и инструментам;
- успешным проектам или продукции;
- специфическим воздействиям площадок на окружающую среду.
Такая коммуникация может также включать в себя механизмы, обеспечивающие получение
информации от работников по вопросам экологоориентированных методов проектирования и разра
ботки продукции.
Внешняя коммуникация может быть средством увеличения экономического эффекта от интегри
рования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Эта коммуникация может
реализовываться с участием посредников, таких как потребители и поставщики, и может включать в
себя информацию о:
- свойствах продукции (рабочие характеристики, экологические аспекты и др.);
- правильном использовании продукции и обращении с ней на конечных стадиях жизненного цикла.
Требования к экологической маркировке установлены в ГОСТ Р ИСО 14020. ГОСТ Р ИСО 14021,
ГОСТ Р ИСО 14024, ГОСТ Р 51956.
5