ГОСТ Р 14.12—2006
Внедрение экологических аспектов на самых ранних стадиях процесса проектирования и разра
ботки продукции расширяет возможности проектировщиков и разработчиков в части учета экологичес
ких требований и приведения их в соответствие с другими требованиями.
Действия, необходимые для интегрирования экологических аспектов в каждую фазу процесса
проектирования и разработки продукции, входные и выходные потоки для каждой фазы интегрирова
ния, а также необходимые инструменты приведены в 8.3.3 — 8.3.8.
8.3.3 Планирование
Данная стадия процесса проектирования и разработки продукции включает в себя планирование
и формулировку требований к продукции с учетом временных рамок и имеющегося бюджета. Этот про
цесс может начинаться с анализа внешних факторов, влияющих на планируемую продукцию, напри
мер таких, как:
- запросы и ожидания потребителя в части обеспечиваемых продукцией технических характе
ристик, функциональности, удобства, качества, цены, а также осознание потребителем экологических
проблем и др.;
- рыночная ситуация, включая выгоды от продаж, имидж организации и ее продукции;
- конкурирующие организации с учетом профиля выпускаемой ими продукции, включая экологи
ческие критерии;
- экологические требования к эффективному и бережному использованию ресурсов, защите здо
ровья людей и охране окружающей среды от опасных стоков, выбросов и отходов вредных веществ;
- требования общества/средств массовой информации в части осознания обычной публикой
имеющихся аспектов, имидж организации и ее продукции;
- законодательные требования к настоящим и будущим разработкам с учетом национальной и
международной экологической политики, регламентов, законодательных актов, регулирующих вопросы
возврата опасной продукции, ответственности производителя, порядка обращения с отходами и др.;
- продукционная система, в которой будущая продукция будет выполнять свою функцию.
Указанные внешние факторы можно рассматривать в связи с внутренними ресурсами организа
ции при принятии решений в процессе проектирования и разработки продукции.
Кроме того, можно также проанализировать ряд внутренних факторов, к которым относятся:
- место продукции в структуре организации;
- знания и опыт персонала;
- наличие внешней (независимой) экспертизы;
- наличие соответствующей интеллектуальной собственности:
- финансовые ресурсы;
- наличие узлов, компонентов и материалов (включая восстановленные материалы и материалы
для возобновленных источников);
- производственные технологии и потребность в новых технологических процессах:
- производительность;
- местоположение организации;
- сфера влияния организации:
- наличие уточненных данных по охране окружающей среды;
- возможности поставщиков.
Разработка и улучшение продукции могут проводиться на уровне компонентов продукции, про
дукции в целом или всей продукционной системы. Участники разработки новой продукции могут зада
вать фундаментальные вопросы о потребителе и его потребностях.
Проектировщики и разработчики в процессе работы могут использовать существующие экономи
ческие факторы, инструменты и содействовать разработке новых измерительных систем для анализа
экологической эффективности, принятия решений и поощрения творческих инициатив. Примерами
используемых инструментов являются:
- качественные способы принятия решений, матрицы, контрольные списки, диаграммы Парето,
анализ SWOT (силы, слабости, возможности, угрозы), а также «паутинных» диаграмм и диаграмм
портфолио,
- экологический бенчмаркинг (8.3.3.1) на основе измерения физических величин:
- методы анализа функции качества (QFD). анализ характера и последствий отказов (FMEA)
и инструменты менеджмента качества, напримор перенос экологических аспектов в свойства
продукции;
- экологический анализ существующей продукции, например оценка жизненного цикла, установ
ленная в ГОСТ Р ИСО 14040;
- стоимость жизненного цикла:
16