ГОСТ Р 14.12—2006
для улучшения свойств продукции. Итеративный процесс позволяет рассматривать значительные эко
логические аспекты, альтернативные варианты проектирования и анализировать результаты для
верификации возможностей экологических и других улучшений;
- научно-исследовательская деятельность организации часто способствует улучшению процес
са проектирования и разработки продукции. В частности, научные исследования могут дать более
детальное представление об экологических проблемах и их реализуемости, идентифицированных
на ранних стадиях проектирования. Результаты таких исследований можно применять при
разработке продукции или для будущих поколений продукции;
- менеджмент информации и баз данных является существенным элементом интегрирования
экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Принятие правильных решений и их
улучшение обеспечиваются путем сбора, обмена, а также менеджмента информации и различных
данных как из внутренних (например, производственные процессы, предоставление услуг), так и из
внешних (например, потребители) источников и организаций. Качество данных особенно важно при
оценке продукции и принятии решений. Данные, которые должны быть собраны, определяются изме
рительной системой организации и характером проекта. Область распространения таких данных
может быть различной и меняться в зависимости от результатов инвентаризации материалов и оцен ки
полного жизненного цикла продукции. Достоверность результатов оценки воздействия продукции на
окружающую среду увеличивается за счет применения эффективного информационного менедж
мента, программного обеспечения базы данных, использования открытых и согласованных форматов и
обеспечения единства измерений основных данных;
- разработка продукции включает в себя периодическую оценку продукции и самого процесса.
Исходя из оценки экологических аспектов продукции и ее воздействий на окружающую среду, можно
оценить развитие процесса разработки в сравнении с заданными характеристиками. Эта оценка
может проводиться поэтапно перед постановкой продукции на производство. Оценка эффективности
экологических характеристик продукции или экологической результативности может проводиться
путем измерений с помощью индикаторов различных типов. Индикаторы выбирают, исходя из цели
оценки или процесса проектирования;
- проектирование и разработка продукции с интегрированием экологических аспектов включает в
себя обязательную коммуникацию субъектов деятельности. Могут учитываться точки зрения разных
участников цепочки поставок: проектировщиков, инженеров-технологов и инженеров-экологов, потре
бителей, поставщиков, провайдеров услуг идр. Внутренний и внешний обмены информацией, а также
диалог и сотрудничество имеют важное значение для принятия наилучших решений в вопросах
проек тирования и разработки, поэтому должна быть обеспечена точная и четкая информационная
связь с группой разработчиков продукции;
- в результате глобализации и тенденции к ужесточению рыночных требований к продукции
менеджмент цепочки поставок приобретает все большее значение. Поставщики вовлекаются в про
цесс проектирования и разработки продукции, а также к разработке и совершенствованию экологичес
ких программ. Организация может преобразовать свои экологические требования в критерии для
закупаемых материалов, компонентов, узлов и услуг.
8.3Интегрирование экологических аспектов в процесс проектирования и разработки про
дукции
8.3.1 Процесс проектирования и разработки продукции отличается для разных видов продукции
и организаций. Общая модель интегрирования экологических аспектов в процесс проектирования и
разработки продукции изображена на рисунке 2.
8.3.2 Модели процесса проектирования и разработки продукции
На практике организации используют комбинации методов и способов проектирования и разра
ботки своей продукции, поэтому применение одного стандартного метода интегрирования экологичес
ких аспектов нецелесообразно. В больших организациях процесс проектирования и разработки
продукции может представлять собой формализованный подход с фиксированными этапами и соот
ветствующим «пропускным» менеджментом ими. тогда как в маленьких организациях проектировани
ем и разработкой продукции может заниматься один или несколько человек, работающих с менее
формализованным подходом. Для реализации процесса могут привлекаться различные специалисты,
например проектировщики, инженеры, ученые, поставщики, провайдеры по маркетингу и услугам.
Процесс проектирования и разработки интеллектуальной продукции или услуг может состоять из эта
пов. аналогичных указанным на рисунке 2.
14