ГОСТ Р 51266-99
центроид трех полученных точек или среднее значение трех измеренных углов, которые будут считаться при
емлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивным угол на
клона туловища.
В.З ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ У/ И ФАКТИЧЕСКОГО УГЛА НАКЛОНА ТУЛОВИЩА
B.3.I Испытуемое АТС должно быть выдержано при температуре (20±10) ‘С. но выбору предприятия-
изготовителя. для того, чтобы температура материала, из которого изготовлено сиденье, достигла комнатной.
Если испытуемое сиденье никогда нс использовалось, на него необходимо поместить дважды в течение
1 мин человека или устройство весом от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку.
По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоя
нии не менее 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки У/.
В.3.2 АТС должно занять положение для измерения, определенное координатами исходных точек отсчета
в трехмерной системе координат.
В.3.3 Если сиденье является регулируемым, его сначала устанавливают в крайнее заднее нормдтьнос при
управлении или использовании положение, предусмотренное предприятием — изготовителем АТС. за счет
продольной регулировки, и без перемещения сиденья, предусмотренного для истей иных, чем нормальное
управление или использование.
В случае наличия других способов регулировки сиденья (вертикальной, угла наклона спинки и т. д.) оно
затем должно приводиться в положение, определенное предприятием — изготовителем АТС.
Дли откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать
нормальному положению при управлении АТС. указанному предприятием-изготовителем.
В.3.4 Поверхность сиденья водителя, с которой соприкасается объемный механизм определения точки Н,
покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, опре
деляемой как гладкая хлопчатобумажная ткань, имеющая 18,9 ниток на 1см* и весящая 0, 228 кг/см1, или как
вязаная или нетканая материя, имеющая аналогичные характеристики.
При проведении испытаний на сиденье вне АТС иол. на который устанавливают сиденье, должен иметь
тс же основные характеристики (угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности и
т. д.). что и пол АТС, в котором будет установлено это сиденье.
В.3.5 Основание и спинку объемного механизма определения точки // устанавливают таким образом,
чтобы нейтральная плоскость водителя (C/LО) совпадала с центральной плоскостью механизма определения
точки //.
По просьбе предприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно С/1.0.
если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет произвести сто выравнивание.
В.3.6 Ступни и голени обьехшого механизма определения точки //должны быть прикреплены к основа
нию корпуса отдельно либо посредством шарнирного Т-образного соединения. Линия, проходящая через ви
зирные метки определения точки //, должна быть параллельна фунту и перпендикулярна продольной цент
ральной плоскости сиденья.
В.3.7 Ступин и ноги объемного механизма определения точки // располагают следующим образом:
- перемещают вперед так, чтобы ступни заняли естественное положение, между рабочими педалями.
Левую ступню устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с
левой стороны от ненфальной плоскости механизма определения точки //. на каком находится правая
ступня с правой стороны. При похтоши уровня проверки поперечной ориентации устройство приводят в гори
зонтальное положение за счет регулировкиоснования корпусалибо за счет перемещения ступней и нот назад.
Линия, проходящая через визирные метки точки //, должна быть перпендикулярной продольной центральной
плоскости сиденья:
- если левая нога не может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня нс может быть уста
новлена на элементах конструкции АТС. необходмхю переместить левую ступню таким образом, чтобы уста
новить се на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.
В.3.8 Грузы размешают на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определения точки //
в горизонтальное положение.
В.3.9 Заднюю часть основания туловища наклоняют вперед до остановки и отводят объемный механизм
определения точки // от спинки сиденья при помоиш коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм на
прежнее место на сиденье посредством одного из нижеследующих способов:
- если механизм скользит назад, ему дают возможность скользитьдо тех пор. пока не отпадет необходи
мость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шар
нир. т. е. до тех пор. пока задняя часть механизма нс соприкоснется со спинкой сиденья. Вслучае необходимости
следует измерить положение голени и ступни.
- если механизм нс скользит назад, его отодвиглюз назад за счет использования горизонтальной задней
нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор. пока задняя часть механизма не войдет
в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок В.2).
В.З. 10 К задней части и основанию механизма определения точки // на пересечении углового квадрата
бедра и кожуха казенного Т-образного шарнира прикладывают нагрузку (100± 10) Н. Эго усилие должно быть
все время направлено вдазь линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся
22