ГОСТ Р 51266-99
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Порядок определения точки // и фактического угла
наклона туловища сидящего в автомобиле водителя
1
В.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем приложении применяют следующие термины:
Контрольные параметры —иредегаатяют собой одну или несколько из следующих характеристик места
водителя:
- точки // и R и их соответствие друг другу:
- фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соответствие друг другу.
Линия туловища —центральная линия штыря объемною механизма определения точки //. когда штырь
находится в крайнем заднем положении.
Объемный механизм определения точки //(трехмерный посадочный манекен по ГОСТ 20304) —устрой
ство. применяемое для определения точки // и фактического угла наклона туловища (рисунок В.1).
Положение АТС для измерений — положение АТС, определенное координатами исходных точек отсчета
в трехмерной системе координат.
Точка // — центр вращения туловища и бедра объемного механизма определения точки //. установлен
ного на силсньи АТС в соответствии с нижеследующими предписаниями вразделе В.З. Точка //расположена в
середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки Н с обеих
сторон механизма.
Теоретическая точка // соответствует (допуски в В.2.2.2) точке R. После определения точки // в соответ
ствии с порядком, описанным в В.З. считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подуш ке
сиденья и перемещается вместе с ней при регулировке сиденья.
Фактический угол наклона туловища — угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей
через точку //. и линией туловища посредством заднего кругового сектора на объемном механизме определе
ния точки //.
Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона тулови
ща (допуски в В-2.2.2).
Нейтральная плоскость водители (C/LO) —средняя плоскость объемного механизма определения точки
II. ТОЧНОрасположенная на месте водителя; она представлена координатой точки I/ относительно оси Y. Цен
тральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя.
Центроид —точка пересечения медиан плоского треугольника.
В.2 ПРЕДПИСАНИЯ
В.2.1 Для сиденья водителя, контрольные параметры которого будут использованы для проверки соот
ветствия положениям настоящего стандарта, представляют следующие данные:
- координаты точки R относительно трехмерной системы координат;
- конструктивный угол наклона туловища;
- все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в
положение для измерения, указанное в В.3.3.
В.2.2 Соответствие полученных данных и конструктивным спецификациям
В.2.2.1 Координаты точки Н и фактический угол наклона туловища, установленные в соответствии с
порядком, указанным в разделе В.З, сравнивают соответственно с координатами точки R и конструктивным
углом наклона туловища, указанными прслприятием-изготовителсм.
В.2.2.2 Относительное положение точек R. И и соответствие между конструктивным и фактическим
углами наклона туловища считают удовлетворительными для сидения водителя, если точка //. определенная се
координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50
мм. имеют диагонали, пересекающиеся в точке R. и если фактический угол наклона туловища нс отлича ется
от конструктивною угла наклона туловища более чем на 5\
В.2.2.3 Вслучае удовлетворения этих условий точка R и конструктивный угол наклона туловища исполь
зуют для про зсрки соответствия положениям настоящего стандарта.
В.2.2.4 Если точка II и фактический угол наклона туловища нс соответствуют требованиям В.2.2.2, то их
определяют еще два раза (всего три раза).
Если результаты двух из трех измерений удовлетворяют требованиям, применяют положения, изложен
ные в В.2.2.3.
В.2.2.5 Если результаты двух из трех измерений, установленных в В.2.2.4, нс удоатстворяют В.2.2.2 или
если проверка невозможна в связи с тем, что предприятие — изготовитель АТС нс представило информации,
касающейся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, используют, соответственно.
20