ГОСТ Р 57241—2016
б) иерархию ответственности за безопасность полетов;
в) назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов;
г) координацию планирования мероприятий на случай аварийной обстановки;
д) документацию по СУБП;
2) управление рискамидля безопасности полетов:
а) выявление источников опасности;
б) оценку иуправление рисками для безопасности полетов:
3) обеспечение безопасности полетов:
а) контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов:
б) осуществление изменений;
в) постоянное совершенствование СУБП;
4) популяризацию вопросов безопасности полетов:
а) подготовку кадров иобучение;
б) обмен информациейо безопасности полетов.
4.2.4 Подробные рекомендации по разработке и внедрению СУБП приведены в [3].
5 Общие принципы риск-менеджмента безопасности полетов
5.1 Процесс риск-менеджмента
5.1.1 Риск-менеджмент безопасности представляет собой процесс управления деятельностью
организации, направленный на повышение уровня ее безопасности, с помощью методов риск-менедж
мента.
5.1.2 Риск безопасности полетов определяется как сочетание вероятности наступления авиаци
онного события, связанного, вданном случае, с аэропортовойдеятельностью, и предсказуемойсерьез
ности последствий этого события.
5.1.3 Основными процедурами процесса риск-менеджмента являются;
- выявление факторов опасности в аэропортовойдеятельности;
- идентификация связанных с ними рисков и оценка их на приемлемость;
- разработка при необходимости экономически обоснованных корректирующих мероприятий:
- оценка остаточного риска;
- внедрение корректирующих мероприятий или отказотданного видадеятельности.
5.2Методы риск-менеджмента безопасности аэропортовой деятельности
5.2.1 В соответствии с ГОСТ Р 57240 рекомендуется использовать единые методы управления
рискомдля всех аспектов безопасности авиационной деятельности.
5.2.2 Методы управления риском при аэропортовойдеятельности приведены в ГОСТ Р 57239.
6 Факторы опасности аэропортовой деятельности для операций на ВПП
6.1 Структура факторов опасности и методы их выявления
6.1.1 Риск-менеджмента безопасности на ВПП при производстве аэропортовой деятельности
осуществляется в рамках функционирования СУБП аэродрома с использованием принятого метода
риск-менеджмента (см. 5.2).
6.1.2 Выявление факторов опасности (ФО) является первым и важнейшим элементом процесса
риск-менеджмента безопасности.
6.1.3 ФОдля операций на ВПП в целях использования в системе управления рисками делятся на
три группы, соответствующие трем типам событий на ВПП:
- выкатываниеза пределы ВПП при посадке ипрерванном взлете;
- несанкционированноезанятие ВПП;
- ошибка в выборе ВПП.
В рамках каждой группы для удобства разработки корректирующих мероприятий необходимо
выделитьФО. связанныесаэропортовой деятельностью поаэродромному, электросветотехническому
иаварийно-спасательному обеспечению полетов.
6.1.4 Все ФОдля операций наВПП. связанные суказанными видамиаэропортовойдеятельности,
могут быть разделены также на группы:
- особенности планирования ифизические характеристики аэродрома;
- несоответствия фактического состояния аэродрома сертификационным требованиям;
4