ГОСТ Р 57241—2016
3Сокращения, термины и определения
3.1 Сокращения
АТ — авиационная техника.
АБ — авиационная безопасность.
ВС — воздушное судно.
ВПП — взлетно-посадочная полоса.
ГА — гражданская авиация.
ГВПП — грунтовая ВПП.
ИВПП — ВПП с искусственным покрытием.
ИКАО — Международная организация гражданской авиации.
МБАД — менеджментбезопасности авиационной деятельности.
ОВД — обслуживание воздушногодвижения.
РД — рулежная дорожка.
СМБАД — система менеджмента безопасности авиационнойдеятельности.
СМК — система менеджмента качества.
РУБП — Руководство поуправлению безопасностью полетов.
СУБП — система управления безопасностью полетов.
ФАП — федеральные авиационные правила.
ФО — фактор опасности.
ЭСТО — эксплуатация светотехнического оборудования.
ADREP — Accident/incidontdata reporting — система представленияданных об авиационных про-
исшествиях/инцидентах.
IATA — International Air Transport Association — Международная ассоциация воздушного транс
порта.
NOTAM — Notice to airmen — извещение, рассылаемое средствами электросвязи, содержащее
информацию, которая имеет важное значениедля персонала, связанного с выполнением полетов.
SNOWTAM — NOTAM специальной серии, уведомляющее по установленномуформатуо сущест
вовании или ликвидации опасных условий нааэродроме, связанных с атмосферными осадками.
SARPs — StandardsandRecommendedPractices — Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО.
SMGCS — Surface Movement Guidance and Control System — Система наведения и управления
движением на аэродроме.
3.2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины из ГОСТ Р 57240. ГОСТ Р 57239. а также следующие
термины ссоответствующими определениями:
3.2.1 боковая полоса безопасности (shoulder): Участок, прилегающий к краю искусственного
покрытия и подготовленный таким образом, чтобы обеспечить переход от искусственного покрытия к
прилегающей поверхности [4].
3.2.2 классификационное число покрытия (pavement classification number PCN): Число, выра
жающее несущую способностьискусственного покрытия для эксплуатации безограничений [4].
3.2.3 концевая зона безопасности ВПП (КЗБ) (runwayendsafety area RESA): Зона, расположен
ная симметрично по обе стороны от продолжения осевой линии ВПП и примыкающая к концу полосы,
предназначенная прежде всегодля уменьшения риска повреждениясамолета при приземлении снедо
летомдо ВПП или при выкатывании запределы ВПП [4].
3.2.4 концевая полоса торможения (КПТ) (stopway): Определенный прямоугольный участок
земной поверхности в конце располагаемой длины разбега, подготовленный в качестве участка, при
годногодля остановки воздушногосудна вслучае прерванного взлета (4).
3.2.5 коэффициент использования (usability factor): Определенный промежуток времени,
выраженный в процентах, в течение которого использование ВПП или системы ВПП не ограничивается в
связи с боковойсоставляющей ветра (4).
3.2.6 летная полоса (runway strip): Определенный участок, который включает ВПП и концевую
полосу торможения, если таковая имеется, и который предназначендля:
а) уменьшения риска повреждения ВС, выкатившихся за пределы ВПП, и
б) обеспечения безопасности ВС. пролетающих над ней во время взлета или посадки [4).
3.2.7 магистральная рулежная дорожка (main taxiway): РД. расположенная, как правило, вдоль
ВПП иобеспечивающая руление ВС отодного конца ВПП кдругому по кратчайшему расстоянию.
2