ГОСТ Р ИСО 14915-2—2016
5 Структура навигации и управления мультимедиа
5.1 Общие положения
В настоящем разделеприведена структура, обеспечивающаяучетэргономических принципов при
проведении анализа и разработке навигации иуправления в мультимедийных приложениях.
Раздел является основным при проведении анализа структур информационного наполнения,
разработке навигационных структур иэлементов управления.
5.2 Анализ структуры информационного наполнения
5.2.1 Базовый анализ
Навигационные структуры мультимедийных приложений могут бытьсозданы наоснове структуры
информационного наполнения.
Мультимедийные системы часто предоставляют информацию, организованную в соответствии с
задачами пользователей. Информационное наполнение систем, предназначенныхдля одного пользо
вателя (или определенной группы пользователей), знакомого с выполняемыми задачами, часто может
быть структурировано на основе общепринятой структуры задач. Дополнительные задачи, например,
задачи обучения иУили исследования системы могут потребовать дополнительного структурирования. В
случае наличия большого количества групп пользователей с различными потребностями создание
единой структуры информационного наполнения может быть трудной или вообще невыполнимой
задачей.
Информационное наполнение, которое должно быть представлено в мультимедийном приложе
нии. может быть проанализировано с одной из следующих позиций:
- частей информационного наполнения, которые соответствуют важным концепциям в пределах
области применения приложения:
- структуры информационногонаполнения, котораяустанавливаетвзаимосвязьмеждуотдельны
ми частями информационного наполнения.
Существует несколько семантических подходов к структурированию информационного наполне
ния, включаяследующие подходы (но не ограничиваясь ими):
a) структурирование на основезадач, когда структуруинформационного наполненияопределяют
исходя из структуры задач, решаемых с помощью приложения. Различным пользователям могут пона
добиться разные структуры задач, основанные на разных сочетаниях задач из полного набора задач
и/илидругих индивидуальных особенностей пользователей:
b
) структурированиенаосновеиспользования, когдаструктураорганизованав порядкепредпола
гаемогоиспользования информационного наполнения пользователями, исходя, напримериззначимос
ти информационного наполнения, частоты его использования или индивидуальных особенностей
пользователя. Всвязи с этим различным пользователям могут понадобиться разные структуры ичасти
информационного наполнения:
1) структурированиепо значимости, когда информационноенаполнениеструктурируютв порядке
вычисленной значимости различных частей информационного наполнения для пользователя. Различ
ные структуры соответствуютотносительной значимости разныхчастей информационного наполнения
для различных пользователей;
2) структурирование почастоте использования, когда информационное наполнение структуриру
ют в порядке вычисленной частоты использования различных частей информационного наполнения
пользователем. Различные структуры соответствуют относительной частоте использования разных
частей информационного наполнения различными пользователями:
3) структурированиепо порядку использования, когда информационное наполнениеструктуриру
ют ввычисленном порядке использования различныхчастейинформационного наполнения. Различные
структуры соответствуют относительному порядку использования разных частей информационного
наполнения различными пользователями;
4) общепринятое структурирование, когда информационное наполнение структурируют в обыч
ном порядке обучения или самостоятельного изучения данного материала, или в установившемся
порядке, применяемом исследователями в данной области. Общепринятое структурирование может
включать в себя один или более других подходов;
c) структурирование по времени, когда информационное наполнение структурируют на основе
времени или даты, относящимся кэтому информационному наполнению:
1)структурированиепоследовательности с учетом времении даты. Еслиучитываютспецифичес
киедлякаждой частиинформационногонаполнениявремяи дату(например, создания),структурабудет
6