ГОСТ Р ИСО 11064-3—2015
• при выборе расположения входа необходимо учитывать расположение помещений с функциями
поддержки зала управления, например, туалетов, комнаты отдыха, комнаты руководителя, офисов ит.д.;
• размеры входов и выходов должны учитывать возможность прохода операторов и посетителей
с ограниченными возможностями перемещения, тележек, оборудования, в т. ч. специального оборудо
вания для технического обслуживания. Размеры входов, которые рассчитаны с учетом размеров обо
рудования. обычно достаточны для прохода людей, использующих инвалидные кресла-коляски;
• если доступ в зал управления осуществляют, например, для получения разрешения на работу,
ключей или документов, то следует уделить внимание маршрутам перемещений и зонам ожидания;
• если для приема и выдачи различныхдокументов, ключей и т.д. используют стойку, то она долж
на быть расположена рядом с входом и быть легкодоступна с определенных рабочих мест;
• если уровень пола различен у входов или выходов, то необходимо предусмотреть вспомогатель
ные средства (например, поручни, перила, нескользящие поверхности) для минимизации потенциаль
ных опасностей.
Примечание — Национальное законодательство имеет приоритет над требованиями настоящего
стандарта.
4.3.4 Окна
Наличие окон в залах управления необходимо планировать в соответствии с эксплуатационными,
психологическими и физиологическими требованиями, а не только для освещения. Необходимо избе
гать большого контраста яркости видеодисплеев, используемых на рабочей станции, и окружающего
пространства. Отношение яркостей для зон, которые часто последовательно просматривают при вы
полнении задачи (например, экран, документ и окно), должно быть ниже, чем 10:1. В пределах стати
ческого поля зрения допустимо повышенное отношение яркости зоны выполнения задачи и окружаю
щего пространства (например, корпуса дисплея и стен), которое не должно оказывать отрицательного
воздействия. Однако отношение яркости двух зон 100:1 может вызвать снижение производительности
(см. ИСО 9241-3).
Должно быть обеспечено отсутствие бликов на дисплеях.
Наличие окон часто вызывает конфликт требований, что иногда приводит к исключению окон из
зала управления (например, по соображениям безопасности). Задача оператора зала управления мо
жет включать в себя прямое визуальное наблюдение через окно. В настоящем подразделе
рассмотре ны следующие ситуации:
• окна присутствуют в зале управления;
• окна не используют для получения информации;
• окна используют для получения информации;
• окна могут быть добавлены после определения расположения зала управления.
Если в зале управления существуют окна, должно быть принято во внимание следующее:
- рабочие станции не должны быть расположены перед окнами, если окна не являются основным
источником информации;
• окна не должны быть расположены позади оператора, чтобы избежать возникновения бликов
или отражений на дисплеях:
- у окон должны быть регулируемые пользователем жалюзи;
• окна, которые расположены слева и/или справа от рабочей станции, должны находиться на рас
стоянии не менее 3 м от нее:
• в случаях, когда оперативную информацию получают с помощью наблюдений через окно, долж
ны быть установлены особенности этой информации;
- наличие окон необходимо в местах проведения встреч и отдыха, и вид за окном должен отли
чаться от визуальной среды зала управления;
• главные рабочие станции управления должны быть ограждены от окон, присутствующих в не
связанных с эксплуатацией зонах комплекса управления;
• размер окна должен позволять человеку в зале управления получать общее представление об
окружающей среде за окном; легкая тонировка окон допустима для уменьшения светлоты (яркости)
неба, но излишняя тонировка может представить слишком мрачный вид за окном.
4.3.5 Посетители
Должно быть учтено следующее;
• посетители не должны видеть действия операторов зала управления, не относящиеся к их функ
циональным обязанностям, такие как чтение неслужебной литературы и принятие пищи, которые ино-
10