ГОСТ 32579.1—2013
ний. то для расчета по критериям работоспособности и долговечности используются уточненные зна
чения напряжений. В этом случае значения коэффициентов надежности и запаса могут быть снижены.
5.3.6Для выбора и проверочных расчетов покупных изделий (двигателей, мотор-редукторов,
тормозов и пр.) следует руководствоваться методиками производителей, определяя расчетные
нагрузочные параметры по указаниям данного стандарта.
5.4 Принципы моделирования эксплуатационных нагрузок
5.4.1 В данном стандарте установлены структура и принципы определения расчетных нагрузок
на элементы грузоподъемных кранов, которые возникают при использовании машины по назначению
(в рабочем состоянии), а также в особых ситуациях, предусмотренных техническим заданием. Кроме
того, в необходимых случаях в расчетах совместно с нагрузками должны учитываться
возможные различия между действительной и теоретической геометрией механических систем
(неровности пути, перекосы конструкции, упругие и температурные деформации, непрямолинейность
формы стержней, пластин и пр.), которые вызывают отклонение значений нагрузок в неблагоприятную
сторону.
5.4.2 Эксплуатационные нагрузки, действующие на элементы крана, являются случайными
процессами. Детерминированные значения нагрузок, характеризующие их максимальные или типич
ные значения с определенной достоверностью, называются расчетными нагрузками. Если в кон
струкции крана нагрузки от различных источников, действуя одновременно, не оказывают влияния
друг на друга, то воздействия нагрузок могут рассматриваться независимо. В случаях, когда
нагрузки вследствие одновременного воздействия различных факторов влияют друг на друга
(зависимы), это взаимодействие необходимо учитывать.
5.4.3 Силы тяжести и инерционные нагрузки, действующие на массу Ш-, находятся как
Gi = g in , и Tv. = а >mi . где g - ускорение свободного падения; а , - ускорение, действующее
в у-м направлении, вычисленное в результате кинетического анализа твердотельной модели. Эти
значения нагрузок являются номинальными.
5.4.4 Динамичесхие нагрузки находятся умножением номинальных нагрузок на динамические
коэффициенты, которые учитывает эффекты упругих колебаний элементов машины. Динамические
коэффициенты для типовых ситуаций принимаются по указаниям, приведенным в данном стандарте. В
специальных случаях, при наличии опыта проектирования, статистической информации, экспери
ментальных данных или результатов численного анализа, могут быть использованы более точные
оценки значений динамических коэффициентов.
5.5 Комбинации нагрузок
5.5.1 Комбинации нагрузок описывают силовые воздействия на кран, возникающие в опреде
ленных ситуациях в процессе эксплуатации, монтажа или транспортировки. Для расчета выбираются
такие ситуации, при которых в элементах крана создаются экстремальные напряжения. Комбинации
нагрузок включают перечень эксплуатационных воздействий, реализуемых одновременно, которые
объединены в группы А. В и С (см. таблицы 4 и 6).
5.5.2 В группу А включены комбинации нагрузок, характеризующие типичные рабочие ситуации.
Эти комбинации используются для расчетов no I и II группам критериев работоспособности (5.2). При
расчете методом предельных состояний по II группе критериев работоспособности используются по
вышенные значения частных коэффициентов надежности по каждой нагрузке.
5.5.3 В группы В и С объединены комбинации нагрузок, соответствующие ситуациям, редко
встречающимся в процессе эксплуатации. Эти комбинации используются для расчетов no II группе
критериев работоспособности. Для отдельных кранов или элементов комбинации группы В применя
ются для расчетов на долговечность.
5.5.4 Для расчетов по III группе критериев работоспособности комбинации нагрузок не исполь
зуются. Перемещение определяется от действия основной переменной нагрузки, веса номинального
груза или веса тележки с грузом.
5.5.5 Если какая-то нагрузка не может возникать (например, ветровая нагрузка на грузоподъем
ное устройство, используемое в закрытом помещении), то этот вид нагрузки при расчетах не учиты
вается. Также можно исключить из рассмотрения нагрузки, которые появляются;
а) в условиях, запрещенных инструкцией по применению грузоподъемного устройства;
б) при особых состояниях, не рассматриваемых в проекте;
в) в условиях, которые предотвращаются или подавляются в соответствии с проектом грузо-
подъемного устройства.
5