ГОСТ 32579.1—2013
ет учитывать в тех случаях, когда они оказывают существенное влияние на работоспособность ма
шины или рассчитываемого элемента.
6.3.2 Нагрузки, вызванные перекосом
Нагрузки, связанные с перекосами металлической конструкции крана или тележки, возникают в
результате иесинхронности перемещения колес по параллельным рельсам или несовпадения
направления свободного качения колес и оси рельса. Эти факторы приводят к возникновению допол
нительных сил, воздействующих на направляющие устройства (ролики или реборды колес).
В зависимости от типа, конфигурации и условий работы грузоподъемного устройства перекос
ные нагрузки могут рассматриваться как регулярные или нерегулярные. Указания по определению
значения нагрузок перекоса и категории, к которой они должны быть отнесены, даются в специализи
рованных частях настоящего стандарта, посвященных подъемным устройствам отдельных типов.
6.4 Исключительные нагрузки
6.4.1 Ветровые нагрузки нерабочего состояния
Ветровые нагрузки нерабочего состояния вычисляются в соответствии с Приложением В. Для
уточненного определения ветровых нагрузок можно использовать результаты экспериментов и чис
ленного анализа динамических моделей.
Рассматривая условия нагружения крана при ветре нерабочего состояния, следует учитывать
массу и наветренную площадь груза или грузозахватного приспособления, остающегося подвешен
ным на кране в нерабочем состоянии.
6.4.2 Испытательные нагрузки
Значения испытательных нагрузок должны приниматься в соответствии с (3).
В случае расчетной проверки несущей способности металлической конструкции крана при дей
ствии испытательной нагрузки она должна умножаться на коэффициент <рв:
а) при динамических испытаниях с нагрузкой не менее 110% от паспортной грузоподъемности
Фб= 0.5(1+ ф2),
где ф2определяется в соответствии с 6.2.2.2;
б) при статических испытаниях с нагрузкой не менее 125% от паспортной грузоподъемности
Фб= 1-
При проверке несущей способности конструкции в этих случаях необходимо учитывать мини
мальную среднюю скорость ветра 6 м/с (динамическое давление ветра q = 22 Па).
6.4.3 Нагрузки от удара в буфер
Силы, действующие на конструкцию крана при столкновении с буферами, должны рассчиты
ваться. исходя из кинетической энергии всех движущихся частей устройства. Не должны учитываться
массы грузов, расположенных на гибком подвесе, который не ограничивает их горизонтальные коле
бания. Расчетное значение скорости составляет 0,7-1,0 от номинального значения. Более низкие
значения могут использоваться в тех случаях, когда они оправданы. Например, применение автома
тической системы управления, обеспечивающей надежное замедление движения или если буферные
силы не вызывают существенных последствий в случае столкновения с буфером.
Расчет нагрузок может базироваться на твердотельной модели. Должны учитываться особен
ности поведения системы «движущийся объект - буфер». Если грузоподъемное устройство или его
часть имеет ограничение против поворота относительно вертикальной оси (например, направляющие
рельсы), то можно предполагать, что деформации буферов одинаковы, и в случае равенства харак
теристик буферов будут равны и буферные силы (см. рисунок 4,а)
Fx 2 = F x 4 = F x / 2 -
Если направляющие устройства не гарантируют равенство деформаций буферов при столкно
вении. то буферные силы должны рассчитываться с учетом распределения соответствующих масс и
характеристик буферов. Этот случай показан на рисунке 4.6.
Силы инерции взаимодействия движущегося объекта с буферами, должны умножаться на ко
эффициент <р,, учитывающий упругие колебания металлической конструкции, которые не могут быть
определены по твердотельной модели. Значение ф7 должно приниматься равным 1.25 в случае бу
феров с линейными характеристиками (например, пружинные буфера) и равным 1.6 в случае буфе ров
с прямоугольными характеристиками (например, гидравлические буфера с постоянной силой). Для
буферов с другими характеристиками должны применяться другие значения, оправданные рас четом
или испытанием (рисунок 5).
Так. например, значения ф, для буферов с промежуточными характеристиками могут быть
оценены следующим образом:
10