ГОСТ 32579.1—2013
НСА
НСЗ
НС2
Рисунок 2 - Схемы к определению коэффициента (pj
6.2.3 Нагрузки, вызванные, передвижением по неровной поверхности
6.2.3.1 Динамические эффекты, возникающие при передвижении крана с грузом или без груза,
по дороге или по бездорожью зависят от конфигурации машины (распределения масс), упругих ха
рактеристик крана и/или его подвески, скорости и условий перемещения, а также от профиля и физи
ческих характеристик дороги. Динамические нагрузки при этом должны быть оценены из опыта, экс
перимента или расчетом с помощью соответствующих моделей с учетом свойств устройства и по
верхности перемещения. Рекомендации по выбору динамического коэффициента ф4 для стреловых
самоходных кранов приведены в части 2 стандарта.
6.2.3.2 Динамические эффекты, возникающие при передвижении крана с грузом или без груза
по рельсовому пути, имеющему определенные неровности, зависят от конфигурации машины (рас
пределения масс), упругих характеристик крана, скорости перемещения и диаметра колес. Возника
ющие при движении вертикальные ускорения учитываются умножением гравитационных сил. обу
словленных массами грузоподъемного устройства и груза, на коэффициент ф4. Специальные стан
дарты для отдельных типов подъемных устройств могут устанавливать допуски на рельсовые пути и
указания по назначению динамического коэффициента ф4 .
Значения динамического коэффициента ф4 для кранов и тележек, передвигающихся по рель
совым путям, могут быть установлены в зависимости от скорости передвижения грузоподъемного
устройства \’ж следующим образом:
При. м/сменее 1.0от 1.0 до1.5от 1.6 до 3,0свыше 3,0
Ф4
1,01,1 (1.05)1,2 (1,1)1,3(1,15)
В скобках даны значения, рекомендуемые для путей с заваренными и обработанными стыками.
Для кранов и тележек, опирающихся на балансирные тележки, динамический коэффициент опреде
ляют как ф4й = 0,5(1 + ф4). Если рельсовый путь не имеет стыков (т.е. выполнен из одного отрезка
рельса), то можно считать ф4 = 1.
Динамические нагрузки могут быть оценены на основе опыта, эксперимента или расчета с по
мощью соответствующих динамических моделей с учетом свойств крана и пути.
6.2.4 Инерционные нагрузки при неустановившемся режиме работы приводов
При разгоне и торможении механизмов крана возникают динамические нагрузки, действующие
на элементы металлической конструкции и механизмов. Эти нагрузки зависят от конфигурации маши
ны (распределения масс), упругих свойств ее элементов, скорости и характеристик приводов. Указан
ные нагрузки могут быть вычислены по динамическим моделям, отражающим распределение масс и
упругих связей элементов машины.
С допустимой в инженерных расчетах погрешностью нагрузки, возникающие в элементах грузо-
подъемного устройства при неустановившихся движениях приводов, могут быть также рассчитаны на
основе твердотельных кинетических моделей, учитывающих параметры приводов, распределение
движущихся масс и сил сопротивлений. Для учета динамических процессов, обусловленных упругими
8