ГОСТ Р 51318.25—2012
Приложение Н
(справочное)
Метод оценки ухудшения качества подвижной радиосвязи
в присутствии импульсных помех
Н.1 Введение
В настоящем приложении представлен метод оценки ухудшения подвижной радиосвязи в гфюсутствии им
пульсных помех.
Н.2 Обзор методов оценки ухудшений
Для получения возможно более полной информации о влиянии автомобилей на работу систем подвижной
связи в США были выполнены исследования Федеральной Комиссией Связи (FCC) и Ассоциацией Производите
лей Автомобилей (MVMA), позднее — Американской Ассоциацией Производителей Автомобилей (
Л
АМА).
При испытаниях объективным и субъективным методами измеряли ухудшение работы систем связи на
большом количестве частот приема с использованием нескольких классов источников помех от системы зажига
ния автомобилей, например, в транспортном потоке и в регулируемой совокупности транспортных средств. Была
исследована корреляция между объективными и субъективными методами определения ухудшения работы
средств подвижной связи с использованием рейтинговых шкал, предоставленных FCC и MVMA.
Н.2.1 Субъективные испытания
Н.2.1.1 Субъективные испытания, основанные на оценке раздражающего воздействия
Испытания, основанные на оценке раздражающего воздействия помех, проводились FCC с использова
нием как одиночного транспортного средства, так и группы транспортных средств, имитирующих варианты трафи
ка. FCC использовала рейтинговую шкалу субъективной оценки на основе раздражающего воздействия, которую
обычно используют при определении воздействия помех окружающей среды на качество работы,
коэффициент выхода из строя и усталость персонала (см. таблицу Н.1).
Т а б л и ц а Н.1 — Рейтинговая шкала субъективной оценки
К а ч е с т в о зв у к а
О щ у щ е н и е м е ш а ю щ е го в о зд е й стви и
5
4
3
2
Почтиотсутствует
Заметное
Раздражающее
Весьма раздражающее
1
Настолько сильное, что речевой силчал едва различим
Эта система ранжирования весьма схожа с той. что приведена в [4]. Поэтому (4) следует использовать
для будущей работы при проведении испытаний по оценке раздражающего воздействия (см. таблицу Н.2).
Т аб лица Н.2 — Рейтинговая шкала субъективной оценки в соответствии с [4]
К а ч е с т в о зв у к а
О щ у щ е н и е м е ш а ю щ е го в о зд е й ств и я
Отличное
Хорошее
Посредственное
Низков
Плохое
Незаметное
Заметное, но не раздражающее
Слегка раздражающее
Раздражающее
Весьма раздражающее
Раздражение — субьективная психологическая реакция. Было установлено, что степень раздражения,
вызываемого помехами звуковой частоты, зависит от большого числа разных физических и психологических фак
торов (включая болезни, состояние личных взаимоотношений и семейные проблемы).
Н.2.1.2Субъективные испытания, основанные на оценке разборчивости
Н.2.1.2.1 Общие положения
Так как наземные подвижные системы связи используются, главным образом, для передачи речевых сооб
щений, качество функционирования таких систем оценивают, в основном, по разборчивости принимаемого сигна ла
в присутствии помех от системы зажигания.
57