ГОСТ ISO/DIS 80079-37—2013
подшипника’подшяпннка качения определяют в соответствии с радиальной и осевой нагрузкой, которую
шариковый подшипник/подшипник качения теоретически может выдержать на 1 млн оборотов. Он. как правило,
выражен величиной «I.» в оборотах или часах эксплуатации в течение прогнозируемого срока службы. В целях
снижения риска неисправностей при эксплуатации до минимума очень важно, чтобы изготовитель оборудования
обращал внимание на качество конструкции, соотношение осевых и радиальных нагрузок, конструкцию, смазку,
охлаждение и техническое обслуживание. Также рекомендуется проводить регулярные проверки в ходе
эксплуатации с целью обнаружения приближающихся неисправностей. Если подшипники используют в качестве
изолятора, то конструкция должна обеспечивать сохранение изоляции частей оборудования (см. ISO 80079-36).
2 Срок службы подшипников зависит в значительной степени от условий эксплуатации, поэтому точному
расчету срок их службы не подлежит.
3 Подшипники, не имеющие элементов качения, не рассматриваются, так как срок их службы невозможно
рассчитать. Смазка должна быть обеспечена в соответствии с 5.7.2.
5.7.2 Смазка
Подшипники, которые зависят от наличия смазочного материала для предотвращения
повышения температуры до значений, превышающих установленную максимальную температуру
поверхности, или возникновения воспламеняющих искр, образованных механическим путем, должны
быть разработаны с учетом обеспечения на постоянной основе смазочного материала, например с
помощью герметизированных подшипников, снабженных на весь срок службы смазочным
материалом, разбрызгивающего смазочного устройства, автоматической системой смазки или
неавтоматизированной системой контроля уровня масла с прилагаемыми к ним инструкциями о
регулярном обслуживании и рекомендованной частоте осмотра.
Если выполнение указанных выше мер не обеспечивает необходимый уровень защиты
оборудования, то нужно использовать дополнительные меры контроля требуемоего уровня смазки,
например, датчики уровня, расхода, давления или температуры, которые включают сигнализацию
и/или имеют функцию отключения, до достижения критического состояния уровня смазки, или
температуры (см. раздел 6).
В тех случаях, когда оборудование предназначено для эксплуатации с технологическими
жидкостями, или наличие технологической жидкости является необходимым условием для смазки,
охлаждения, гашения или предотвращения воспламенения, или для безопасной работы
оборудования (например, насоса) требуется выполнение специальных первичных условий, все
перечисленное должно быть указано в инструкциях изготовителя.
5.7.3 Химическая совместимость
Подшипники должны изготавливать из материалов, стойких к жидкостям или парам, в которых
они должны использоваться в соответствии со своим целевым назначением. Подобным образом
материалы, используемые при конструировании подшипников, включая сепараторы подшипника,
должны быть стойкими к любым жидкостям или растворителям, которые могут войти с ним в
контакт. Особое внимание следует уделять неметаллическим частям подшипника, способным
набухать. В тех случаях, когда жидкости или пары могут растворять смазочный материал
подшипников, смазочный материал должен сохранять свои свойства даже в этом состоянии.
П р и м е ч а н и е — Настоящий стандарт не устанавливает требование, в соответствии с которым
изготовитель обязан проводить испытания для подтверждения пригодности применения каждой комбинации
жидкости и материала подшипника.
5.8 Требования к силовым трансмиссиям
5.8.1 Зубчатые приводы
Зубчатые приводы должны отвечать требованиям 5.1. Если по результатам оценки опасностей
воспламенения (см. ISO 80079-36) выявлено, что источник воспламенения все еще может оставаться,
должен быть использован другой вид взрывозащиты (например, погружение в жидкость, см. раздел
7).
В тех случаях, когда в оборудовании предусмотрены средства для изменения передаточного
числа (вручную или автоматически), механизм переключения передач должен быть устроен таким
образом, чтобы не возникли температуры, превышающие установленную максимальную температуру
поверхности, или воспламеняющие искры, образованные механическим путем.
5.8.2 Ременные передачи
5.8.2.1 Виды ременных передач
Существуют два основных вида ременных передач:
7