ГОСТ ISO/DIS 80079-37—2013
• автоматической системой смазки;
• соответствующего технического обслуживания для обеспечения необходимого смазывания
либо контроля уровня смазки вручную или визуально.
Если выполнение указанных выше мер не обеспечивает необходимый уровень защиты
оборудования, то нужно использовать дополнительные меры контроля необходимого уровня смазки,
например датчики уровня, расхода, давления или температуры, включающие сигнализацию и/или
имеющие функцию отключения, прежде чем будет достигнуто критическое состояние уровня смазки
или температуры (см. раздел 6).
В тех случаях, когда оборудование предназначено для эксплуатации с технологическими
жидкостями или наличие технологической жидкости является необходимым условием для смазки,
охлаждения, гашения или предотвращения воспламенения или для безопасной работы оборудования
(например, насоса) нужно выполнение специальных первичных условий, то все перечисленное
должно быть указано в инструкциях изготовителя.
5.7 Требования к подшипникам
5.7.1 Общие положения
Подшипники, как правило, разделяют на три типа: подшипники скольжения с плоским
движением, подшипники скольжения с вращательным движением и подшипники с элементами
качения. При оценке подшипников в рамках оценки опасности воспламенения в соответствии с
требованиями ISO 80079-36 необходимо учитывать следующее:
назначения
скорости и
a) подшипник должен быть рассчитан на эксплуатацию в рамках целевого
оборудования, например с учетом скорости, температуры, нагрузки и изменениям
нагрузки;
b
) базовый расчетный срок службы подшипника (для подшипников с элементами качения - см.
ISO 281, а также примечание 1);
c) надлежащую посадку подшипников в корпусах и на вале (допуски, правильная круглая форма,
качество поверхности), принимая во внимание вертикальные и осевые нагрузки на подшипник
относительно вала и корпуса;
d) соосность подшипников:
e) осевую и радиальную нагрузку подшипников, вызванную тепловым расширением вала и
корпуса при наиболее жестких условиях эксплуатации;
f) в случае необходимости следует принять меры для защиты подшипника от попадания в него
воды и посторонних предметов во избежание его преждевременного повреждения;
д) предохранение подшипника от электрических токов, включая блуждающие токи (которые
могут вызвать, например, воспламеняющее искрение или искровую эрозию, приводящую к
преждевременному повреждению, в точке контакта между шариком и кольцом шарикоподшипника);
h) обеспечение достаточного когличества смазки подшипника согласно смазочному режиму для
данного типа подшипника (например для подшипников скольжения граничная смазка, смешанная или
полная тонкостенная гидродинамическая смазка являются наиболее распространенными режимами);
i) рекомендованные интервалы технического обслуживания;
j) замену подшипника вследствие его недопустимого износа или окончания рекомендованного
срока службы в зависимости от того, что наступит первым;
К) предохранение подшипника от вибрации, особенно при простое;
I) документальноподтвержденнуюнизкуюнадежностьнеметаллического сепаратора
подшипника при промышленном применении.
В инструкциях должно быть указано необходимое время обкатки, в течение которого
оборудование может быть активным источником воспламенения.
П р и м е ч а н и я
1В настоящее время отсутствуют методики испытаний, по результатам которых можно сделать
достоверный вывод о том, что данный конкретный тип подшипниха имеет низкий риск образования источника
воспламенения при эксплуатации. Изготовители шариковых и роликовых подшипников, тем не менее, указывают
базовый расчетный срок службы, соответствующий вероятности механической неисправности, происходящей в
ходе эксплуатации (например, отказ вследствие деформации элемента, усталостного расслаивания или
растрескивания, происходящего на одном из его элементов). Данный базовый показатель можно использовать
при оценке опасности воспламенения по определению риска возникновения неисправности, что может привести к
образованию нагретой поверхностиили искр.Базовый расчетный срок службышарикового
6