ГОСТ ISO 20806—2013
время вращения статорные элементы машины при тепловом расширении ротора). Если порядок уста
новки корректирующих масс указан в инструкции изготовителя, то данную установку следует
осуществлять в соответствии с этой инструкцией.
Для крепления корректирующих масс часто используют болтовые соединения или сварку. Следует
убедиться, что процессы сварки или нарезания отверстий подболты не приведут к ухудшению техничес
кого состояния элементов ротора, на которые устанавливают корректирующие массы, или к потере ими
функциональныхспособностей (например, поотводу тепла). При оценке надежности крепления коррек
тирующих масс следует также принимать во внимание условия среды (температуру, химический состав
атмосферы), при которых будет работать ротор.
При установке корректирующих масс следует исходить из принципа, что их общая масса в каждой
плоскости коррекции должна, по возможности, быть минимальной. Поэтому если в данной плоскости по
итогам предыдущих балансировок уже были размещены корректирующие массы, то следует рассмот
реть возможность их объединения с теми, что должны быть установлены в результате последней балан
сировки. Это не относится к массам, установка которых преследовала специальные цели (например,
уравновесить конкретный диск или нейтрализовать эксцентриситет основания лопасти).
6.5 Меры безопасности для отдельных классов машин
Разнообразие конструкций машин не позволяет установить для них единые требования безопас
ности. Некоторые общие требования безопасности рассмотрены в 6.2—6.4. Вприложении А дан пример
определения требований безопасности для машин отдельных классов. Однако каждый конкретный слу
чай балансировки для конкретной машины и конкретных условий ее применения требует индивидуаль
ного подхода к оценке мер безопасности.
7 Измерения
7.1 Средства измерений вибрации
Метод оценки вибрации по измерениям непосредственно на вращающихся валах должен соотве
тствовать ISO 7919-1. асредства измерений — удовлетворятьтребованиям ISO 10817-1. Метод измере
ний с использованием датчиков, устанавливаемых на статорных частях, должен соответствовать
требованиям ISO 10816-1. а средства измерений — удовлетворять требованиям ISO 2954. Диапазон
частот измерительной системы должен быть достаточно широким, чтобы охватить все возможные час
тоты вращения, на которых машина должна быть уравновешена. Датчики вибрации устанавливают в
точках, где эффект от внесения корректирующих масс может быть заметен.
Для вала с упругой опорой наилучший результатдают, как правило, измерения на невращающихся
частях. В случае жесткой опоры более чувствительными являются датчики относительных перемеще
ний вала. Если для измерений относительных колебаний вала используют бесконтактные вихретоковые
датчики, то их выходной сигнал может быть искажен вследствие механических или электрических бие
ний вала. Если эти помехи существенно влияют на считываемые показания, то для их устранения необ
ходимо ввести соответствующие поправки. По возможности применяют измерения абсолютных
колебаний вала, которые позволяют определитьположение вала в каждый момент времени независимо от
вибрации опор.
Стандарты серий ISO 7919 и ISO 10816 устанавливают рекомендуемые предельные значения виб
рации в широком диапазоне частот для машин, работающих в стационарном режиме. Однако для прове
дения балансировки оборудование для измерений вибрации должно обладать дополнительными
функциональными возможностями: выделять составляющую вибрации (амплитуду и фазу) на частоте
вращения. Кроме того, в стандартах серий ISO 7919 и ISO 10816 предусмотрены измерения в радиаль
ном направлении на всех подшипниках и в осевом направлении только на упорных подшипниках. Одна ко
при необходимости проводят измерения в осевом направлении и на подшипниках других типов.
Обычно балансировку на месте проводятдля снижения вибрации на рабочей частоте вращения и
при прохождении ротора через резонанс в процессе разгона или выбега. Измерительная система дол
жна обладать динамическим диапазоном, достаточным для измерения амплитуд и фаз на всех
рассмат риваемых частотах вращения.
Вибрацию измеряют в тех точках, где ее необходимо снизить. Однако вместе с этим вибрация может
быть снижена и в других точках и направлениях. Поэтому рекомендуется устанавливать дополнительные
датчики на сопряженные роторы и соседние подшипники. Если в целях контроля вибрационного
состоя ниядостаточно измерять вибрацию только в одном направлении, то при балансировке на месте
рекомен дуется. по возможности, проводить измерения в двух ортогональных плоскостях.
4