ГОСТ ISO 20806—2013
4 Балансировка на месте
4.1 Общие положения
При балансировке на месте корректирующие массы устанавливают на ротор в определенных дос
тупных местах. В результате этой процедуры добиваются снижения колебаний вала или опоры до задан
ных пределов, чтобы обеспечить безаварийную работу машины в течение всего жизненного цикла.
П р и м е ч а н и е — В некоторых случаях однократная балансировка машин, обладающих повышенной чу
вствительностью к дисбалансу, не может обеспечить низкое значение вибрации а течение всего срока эксплуата
ции. Это особенно справедливо, если машина работает на частоте, близкой к области острого резонансного пика
(см. ISO 10814). а также если дисбаланс машины зависит от ее нагрузки.
Как правило, при использовании штатного оборудования на месте эксплуатации машины имеется
меньше возможностейдля измерений иобработки данных, чем при балансировке на специальном балан
сировочном оборудовании. Поэтому необходимость проведения балансировки на месте может потребо
вать использования дополнительного оборудования. Пуск ротора с установленными корректирующими
массами потенциально опасен для персонала, что требует принятия специальных мер.
4.2 Основания для проведения балансировки на месте
4.2.1 Хотя отдельный ротор может быть удовлетворительно уравновешен на низкоскоростном или
высокоскоростном балансировочном станке, после егоустановки на машину в составе валопровода мо
жет потребоваться проведениедополнительной балансировки. Это обусловливается разными условия
ми вращения ротора в реальной машине и на балансировочном станке, в том числе:
- разными динамическими характеристиками опор ротора на машине и балансировочном станке;
- неточностью сборки при установке ротора на машину;
- наличием элементов, которые не могут быть уравновешены до их сборки;
- изменением дисбаланса ротора в реальных условиях работы машины.
4.2.2 Балансировка наместе может потребоваться для компенсации изменений состояния ротора
в процессе его эксплуатации, таких как:
- износ;
- утрата некоторых частей конструкции, например противоэрозионных лопастных наплавок;
- изменение взаимного расположения или замена частей ротора в процессе ремонта;
- смещение элементов валопровода (муфт, дисков газовых турбин, короткозамыкающих колец
асинхронных двигателей).
П р и м е ч а н и е — Обычно лопатки ротора устанавливают после их совместной балансировки, однако при
замене некоторого числа лопаток уравновешенность ротора может быть нарушена.
4.2.3 Дополнительная балансировка на месте может быть обусловлена также рядом технических
или экономических причин, таких как:
- отсутствие балансировочного станка;
- экономическая невыгодность предварительной балансировки на балансировочном станке;
- экономическая невыгодностьдемонтажа машины и транспортировки ротора до балансировочно
го оборудования.
4.3 Цели балансировки на месте
Задачей балансировки является снижение вибрации до уровня, позволяющего осуществлятьдол
говременную эксплуатацию машины.Для большинства машин предельные значения вибрации устанав
ливают либо на основе практики их эксплуатации, либо используя рекомендации стандартов ISO 10816 и
ISO 7919 в отношении вибрации, соответственно, на невращающихся частях и на валах.
Если первоочередного внимания требует дисбаланс ротора, то его посредством балансировки не
обходимо уменьшить до допустимых пределов (см. ISO 1940-1).
5 Критерии проведения балансировки на месте
Машины в нормальных рабочих условиях или при изменениях частоты вращения ротора (в резуль
тате проведения ремонтных или пуско-наладочных работ) могут иметь недопустимо высокую вибрацию,
превышающую пределы, установленные на основе опыта эксплуатации, условий договора или исходя
из рекомендаций стандартов (например, серий ISO 10816 и ISO 7919). Во многихслучаяхснизитьвибра
цию до допустимого уровня позволяет балансировка на месте.
2