ГОСТ ISO 20806—2013
Перед проведением балансировки необходимо выяснить, имеется ли доступ к таким плоскостям
коррекции, чтобы установленные в них массы могли существенно повлиять на вибрацию машины, по
скольку вследствие ограниченности доступных плоскостей коррекции и точек измерений на машине в
сборе процедура балансировки на месте может стать неэффективной. Рекомендуется изучить опыт
предыдущих балансировок. Иногда требуется проведение модального анализа. Приступать к проведе
нию балансировки на месте следует только при выполнении следующих условий:
- причины повышенной вибрации известны, и нет другого эффективного способа их устранения;
- анализ показывает возможность безопасной и эффективной балансировки на месте;
- в нормальном заданном режиме работы машины вектор вибрации остается стабильным;
- существенной составляющей вибрации является вибрация оборотной частоты (поскольку только
эту составляющую можно уменьшить в результате балансировки).
В особых случаях, когда оборотная составляющая вибрации изменяется в процессе нормальной
работы машины (например, вследствие температурного прогиба ротора генератора), добавление кор
ректирующих масс позволяет оптимизировать вибрационную характеристику машины в процессе ее
эксплуатации. Иногда можнодопуститьповышенные значения вибрации в режиме максимальной часто
ты вращения без нагрузки, чтобы получить приемлемые значения под полной нагрузкой.
П р и м е ч а н и е — Если работа машины характеризуется нелинейной зависимостью от дисбаланса, то до
бавление корректирующих масс может повлиять на другие составляющие вибрации, включая ее гармоники и суб
гармоники.
Причиной появления вибрации оборотной частоты могут бытьдругие источники помимодисбалан
са (например, силы гидравлической или электрической природы). Вклад в эту составляющую вибрации
могут дать и дефекты сборки, например несоосиость валов или перекос подшипников. В этом случае,
как правило, добиться существенного эффекта посредством балансировки невозможно, поскольку ба
лансировка позволит снизить вибрацию для конкретной частоты вращения, приэтом маскируя наличие
других дефектов машины.
Изменения вектора вибрации должны быть достаточно стабильными и такими, чтобы амплитуда
этих изменений была незначительна по сравнению с амплитудой вектора вибрации.
6 Меры безопасности
6.1 Общие положения
Балансировка на месте должна быть выполнена только квалифицированным персоналом, вклю
чая представителей исполнителя и заказчика, понимающих последствия установки на ротор пробных и
корректирующих масс и имеющих опыт обслуживания машины, в состав которой входит уравновешива
емый ротор. Несоблюдение этого требования может привести к повышенному риску повреждения ма
шины и получения травм обслуживающим персоналом.
6.2 Безопасность персонала, работающего вблизи вращающегося вала
Во время проведения балансировки на месте машина работает в специальном режиме, допускаю
щем доступ к вращающимся частям для установки на них пробных и корректирующих масс. Поэтому
данную процедуру необходимо выполнять в строгом соответствии с инструкцией по безопасности,
где указаны меры, позволяющие приостановить работу машины в момент доступа к ней персонала, а
также правила использования вспомогательного оборудования, исключающие его контакт с
вращающимся валом.
6.3 Режим работы машины при балансировке
В процессе балансировки на месте машина подвергается многократным пускам и остановам, что
может быть связано с нагрузками, нехарактерными для работы машины в нормальных условиях. Воз
можность работы машины в данном режиме требует проведения специального анализа (пример такого
анализа для машин некоторых классов приведен в приложении А). Необходимо убедиться, что многок
ратные пуски и остановы не приведут к ухудшению надежности и сокращению срока эксплуатации
машины.
6.4 Установка корректирующих масс
При добавлении пробных и корректирующих масс необходимо убедиться в их надежном закрепле
нии. позволяющем противостоять развиваемой центробежной силе. Корректирующие массы, будучи
размещенными на роторе, не должны мешать нормальной работе машины (например, не задевать во
з